Композитор – легенда (к 90 – летию М. Таривердиева)
Микаэл Таривердиев – знаковая фигура российской музыкальной культуры второй половины XX века, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР и ещё 18 международных премий.
Родился композитор 15 августа 1931 года в городе Тифлисе (ныне Тбилиси). В детстве занимался боксом, конным спортом, был членом сборной Грузии по плаванью на дальние дистанции. При этом предпочтение отдавал музыке. Учился в музыкальной школе при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.
В 1945 году в Тбилисском театре оперы и балета на музыку юного композитора были поставлены два одноактных балета «На берегу» и «Допрос».
Проучившись полтора года в Ереванской консерватории, Микаэл уехал в Москву. Там поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.
Первую музыку для фильма написал на четвертом курсе. Это была композиция для комедии «Спасите утопающего», где в качестве режиссёров выступили студенты ВГИКа.
Окончил учёбу в 1957 году, был учеником известного советского композитора Арама Хачатуряна.
После учёбы Таривердиев с головой погрузился в кино. Ездил в экспедиции со съемочной группой, овладел до тонкостей профессией звукорежиссёра, вместе с режиссёром выстраивал все элементы фильма – от сценария до озвучания. И в 1958 году уже дебютировал в настоящем кино — на экраны вышла киноповесть «Юность наших отцов».
С музыки к фильму М. Калика «Человек идёт за солнцем» (1961 г.) начинается подлинная популярность композитора. В фильме практически без слов музыка стала главным действующим лицом. А с ним и её создатель.
Комедия «Король-олень», которую Таривердиев называл кинооперой, вышла на экраны в конце 1960-х годов. Музыку для этого фильма композитор написал по мотивам барочных произведений: здесь были и мелодичные фуги, и вокальные партии в сопровождении клавесина. Весь текст герои произносили в стихах.
Микаэл Леонович создавал музыку для картин, которые потом стали классикой советского кино.
Колоссальную популярность имел фильм «Семнадцать мгновений весны».
Впоследствии композитор вспоминал, что, прочтя сценарий, понял, здесь есть большие возможности для музыки.
Ещё больший успех принесла композитору работа над фильмом «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»,украшением которого стала целая россыпь великолепных песен на музыку Таривердиева.
В его дискографии композиции к 132 кинокартинам, балеты, оперы, камерные вокальные циклы, концерты для органа и многие другие произведения. Таривердиев нередко говорил о себе: «Я и есть моя музыка», и лишнее подтверждение тому – автобиографическая повесть, в которой описан процесс работы над творческими замыслами и отражены взгляды композитора на искусство, эпоху, судьбу. На страницах этой книги личные события сменяются историческими, семейные воспоминания – портретами окружавших Таривердиева людей.
Утончённая нежность и деликатность таривердиевской музыки завораживает. Он был великим эстетом, особенным романтиком и просто гением. Превращал красоту жизни в музыку, а музыку — в вечность.
В 2002 году имя композитора было занесено в книгу рекордов Гиннеса как обладателя самого большого количества наград за музыку, написанную для кино.