Сказочный мир Ивана Билибина
Билибин Иван Яковлевич – русский живописец, автор многих картин, графических рисунков и ярких иллюстраций к русским народным сказкам, легендам и былинам.
Родился Иван Билибин 16 августа 1876 года под Санкт-Петербургом, в обычной семье врачей. Первые свои знания в искусстве получил при обучении в художественной школе. Затем отправился в Мюнхен, учился в мастерской популярного в то время художника Антона Ашбе. Окончив учёбу, вернулся на Родину в любимый Санкт-Петербург, где продолжил обучение мастерству живописи у самого Ильи Ефимовича Репина.
Весь свой творческий путь художник посвятил русской сказочной теме. Он много ездил по России, особенно по Северу. С интересом изучал народное и декоративное искусство.
Его иллюстрации уникальны и красочны, так как созданы в неповторимой манере. Иван Яковлевич разработал логически последовательную систему графических приёмов. Эта система, а также присущее ему своеобразие трактовки былинных и сказочных образов дали возможность говорить об особом билибинском стиле.
С самого детства мы знакомимся с шедеврами Ивана Яковлевича Билибина, вступая в красочный мир сказок, который был создан художественным воображением мастера. Все без исключения его картины проникнуты любовью к своей земле, её культуре, обрядам и сказаниям. Из орнаментов и детальных мелочей художник создавал наполовину реальный, наполовину вымышленный мир. Многие из его произведений настолько глубоко вошли в нашу жизнь, что их происхождение кажется воистину народным, уходящим в глубь веков.
«Иван-царевич и Жар-птица» (1899), к сказке «Иван-царевич и серый волк»
Истинное волшебство эта Жар-птица, не похожая на других. Именно эту птицу пытается схватить за хвост (как удачу) Иван-царевич. Но поймать её так и не удается, в руке остаётся лишь перо. Это полотно объединяет осязаемые образы и важные идеи, благодаря чему картина наполнена огромным смыслом.
«Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги» (1899), к сказке «Василиса Прекрасная»
Картина отображает совершенно иную сторону злой Бабы-Яги, которая, несмотря на свой нрав, всё же помогает прекрасной Василисе в её ежедневных трудах и проблемах. На картине большое количество ярких цветов, кроме этого, пропорционально представлено единение человека с матушкой-природой.
«Баба-яга» (1900), к сказке «Василиса Прекрасная»
На этой картине образ злой Бабы-яги отображен в ступе, которая летит над самой землей. Такой образ свидетельствует о приземлённых верованиях людей того времени. Кроме этого, образ старой Яги символический, ведь в её руке метла, с которой в то время было связано много поверий русского народа.
«Жил-был царь» (1900), к сказке «Царевна-лягушка»
Русский царь – это русская душа. Вся сцена наполнена блестящим цветом и украшена многочисленными оттенками, в результате чего создается приятная внутренняя гармония.
«Иван-царевич добрый молодец и три его сестры» (1901), к сказке «Марья Моревна»
Невооружённым глазом видно, что художник создавал это полотно, опираясь на старорусские рукописи. В результате получилась прекрасная картина, которая продолжает радовать своей красотой наших современников.
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (1901), к одноименной сказке
Здесь все начинается с красоты русской земли. Пейзаж, природа, флора и фауна – целый ансамбль изображен на этом холсте, на фоне которого брат и сестра, главные герой сюжета сказки. Таким образом мастер выражает свою любовь к родной стране, её природе, истории и культуре.
«Вольга с дружиной» (1903), к былине «Вольга»
Центральным сюжетом этого полотна стала русская жизнь в древние времена и борьба русского народа за право быть свободными. Орнаментальное богатство поражает и остается актуальным даже в наши дни.
«Во все время разговора он стоял позадь забора» (1904), к «Сказке о царе Салтане»
Эта иллюстрация к сказке показывает индивидуальность и непохожесть стиля Билибина на работы других авторов. Картина впечатляет обилием орнаментов и древнерусских узоров, которые украшают даже самые мелкие части полотна.
«Звездочёт перед Дадоном» (1906), к «Сказке о золотом петушке»
Непростая сюжетная композиция, обладающая своим характером и особым окрасом иллюстраций. Заметно, что каждая деталь проработана художником, поэтому неповторима и уникальна. Все герои картины ярко выражены, отчего полотно становится намного естественнее.
«Стрельчиха перед царем и свитой» (1919), к сказке «Поди туда – не знаю куда»
Настоящий русский сюжет, ярко отображающий всю глубину русской души, культуру народа российского, его традиции и устои того времени. Это полотно наполнено огромным количеством красок, благодаря чему выглядит единым целым.