Литературный юбилей: Фраерман Р.И.- 130 лет

 

 

«Писатель Фраерман неотделим от человека. И человек неотделим от писателя. Литература призвана создавать прекрасного человека, и к этому высокому делу Фраерман приложил свою умелую и добрую руку».

(К. Паустовский)

Рувим Исаевич Фраерман родился 22 сентября 1891 года в Могилеве в бедной еврейской семье.
Его отец был мелким подрядчиком, занимался лесными промыслами. В детстве вместе с отцом Рувим Фраерман часто разъезжал по лесничествам, селам и местечкам Могилевщины. Этим путешествиям писатель обязан своими первыми детскими впечатлениями. Поездки с отцом вызвали интерес к разным людям, к родной природе, страсть к путешествиям.
Кочевая жизнь стала причиной того, что Рувим довольно поздно начал учебу в Могилевском реальном училище, поэтому был гораздо старше своих одноклассников. Но это обстоятельство не помешало раскрыться таланту мальчика: именно там, в училище, творческие способности Р. Фраермана были поддержаны учителем словесности Солодким, а в журнале «Труд ученика» опубликованы первые стихи Рувима. Окончив училище в 1914 году, Фраерман поступил в Харьковский технологический институт и в 1918 году, после 3-го курса, отправился на производственную практику на Дальний Восток, где и началась его взрослая жизнь.
На Дальнем Востоке три самых суровых года революции и гражданской войны стали для Фраермана «университетами» жизни. Перед его глазами прошли семеновцы, японские интервенты и анархисты, отличавшиеся особой жестокостью.
В своей ранней повести «Буран» (1926), в рассказе «Сквозь белый ветер» (1931) писатель изобразил панораму Николаевска-на-Амуре, пестрого от многочисленных народов, взбудораженного революцией, борьбой против японских интервентов и белогвардейцев, в которой на одной и той жe стороне выступали анархисты, анархисты-коммунисты, эсеры, рыбаки, золотоискатели, интеллигенты, немногочисленные рабочие и крестьяне, бывшие политзаключенные и даже уголовники. В повести изображен разгул свирепой стихии, испытывающей на прочность человеческое в человеке, чувствуется тяготение автора к целостному изображению дальневосточной природы, людей и событий.
Кроме того, значительная доля впечатлений писателя 1918-1919 годов послужила материалом для повестей «Огнёвка», «На Амуре», «Васька-гиляк», «Золотой Василёк», рассказа «На мысу».
В мае 1920 года Р. И. Фраерман получил назначение на должность комиссара, вместе с партизанским отрядом совершил тяжелейший 4-месячный поход к Охотскому морю, чтобы установить новую власть в тунгусских стойбищах и предотвратить высадку интервентов, а затем через тайгу и Саянские хребты вышел в Якутск.
Этот трудный и опасный поход навсегда сблизил его с охотниками, рыболовами, приискателями, с тайгой и её обитателями. Писатель признавался: «Я узнал и полюбил всем сердцем и величественную красоту этого края, и ее бедные угнетенные при царизме народы».
В 1921 году Рувим Исаевич Фраерман поехал в Москву на республиканский съезд работников печати, где по рекомендации своего редактора Е. Ярославцева, был принят на работу в аппарат Российского телеграфного агентства.
С этого периода начался новый этап его биографии — журналиста, писателя, потом солдата Великой Отечественной войны. Он изъездил, обошел пешком чуть ли не всю Россию, дважды побывал на Дальнем Востоке, подолгу жил вместе с Гайдаром и Паустовским в небольшой деревеньке под Рязанью, Солотче.
Но где бы он ни был, Дальний Восток, его природа, в описании которой Фраерман вложил столько поэзии и любви, люди, прошлое и настоящее края снова и снова оживали в его книгах, ведь свое призвание писателя он видел в том, чтобы говорить обо всем этом честно, «с горячей страстью, убеждением и верой в то, о чем говоришь» — на страницах таких повестей и рассказов, как «Васька-гиляк», «Соболя», «Шпион», «Золотой Василек».
Замысел повести «Дикая собака динго» тоже возник на Дальнем Востоке, когда Р. И. Фраерман был в партизанском отряде и в походах наблюдал много примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками. И местом действия в повести тоже стал Дальний Восток.
Но прежде чем появилась книга, он думал над ней долгие годы. Зато написал быстро, «с легким сердцем», за один месяц в Солотче (в декабре 1938 года). Он работал по ночам и лишь ненадолго выходил подышать свежим морозным воздухом. Сам писатель, размышляя об этом, признавался: «Я долго раскачивался перед тем, как начал писать «Динго». Думается мне, что мысль написать повесть о первой любви возникла у меня из общения и наблюдений над детьми, с которыми я много лет занимался в литературном кружке в Доме пионеров на улице Стопани. Там были талантливые, любопытные юноши и девушки. Многие из них сейчас широко известны, получили заслуженную славу. Это С. Баруздин, Н. Евдокимов, Н. Гребнев, С. Львов и другие. Бродили, бродили во мне какие-то неясные образы, смутные впечатления, отдельные картины, лица, даже слышались знакомые голоса. Мне захотелось подготовить сердца моих юных современников к грядущим жизненным испытаниям. Рассказать им о том, как много в жизни прекрасного, ради чего можно и нужно пойти на жертвы, на подвиг, на смерть. Показать очарование первых робких встреч, зарождение любви высокой, чистой, готовность умереть за счастье любимого, за товарища, за того, кто с тобой плечо к плечу, за мать, за свою Отчизну».
Героями книги стали простые школьники Таня Сабанеева, её отец, мама, Коля Сабанеев, Филька, учительница Александра Ивановна и другие хорошие люди.
Главная героиня повести Таня Сабанеева — искренняя, отзывчивая, способная на большое чувство девочка- романтик.
Филька – одноклассник Тани, которого Коля Сабанеев называет Санчо Панса, подчеркивая этим сравнением огромную преданность Фильки Тане, его готовность сделать для своего друга все. Он смелый, честный, справедливый, верен законам тайги, где знает каждую тропу. У него горячее, отважное сердце.
А дружба его с Таней Сабанеевой — не только дружба, это любовь, робкая, первая.

В девочке живет обостренное чувство справедливости. Неправда больно ранит ее, выбивает из колеи, образует пропасть между ней и одноклассниками. Таня пытается «успокоить себя как-нибудь и найти какое-нибудь решение», но безуспешно. И Филька бросается защищать честь и достоинство девочки. Сцена драки завершается словами, которые говорит Танин рыцарь ее обидчику: «… я прошу тебя очень: будь хоть раз человеком. И ты будешь им, я даю тебе честное слово!»
Именно ЧЕЛОВЕКОМ был автор этого замечательного произведения, которое в 1962 году режиссёром Ю. Карасиком было экранизировано, что привлекло к повести внимание ещё большего числа читателей, зрителей. Вскоре «Дикая собака динго» прочно вошла в школьную программу.

Вот и в ХХI веке повесть Рувима Исаевича Фраермана заставляет задуматься нас над многими вопросами, пробуждает в наших душах добрые чувства. Мы понимаем, что горе и счастье, грусть и веселье чередуются в жизни, а если тебя настигла беда ,— будь отважен, держись с достоинством. Мы слышим голос автора, который из ХХ века говорит нам: «Берегите друзей, будьте внимательны к людям, умейте светло и прекрасно любить!»