Жизнь глазами мастера
В 2021 году исполняется 160 лет со дня рождения Константина Алексеевича Коровина – известного русского живописца, импрессиониста.
Родился он в Москве 5 декабря 1861 года в состоятельной старообрядческой купеческой семье. Любовь к искусству Константин Алексеевич перенял у родителей. В четырнадцать лет он поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи. Учился у Алексея Кондратьевича Саврасова.
Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.
В 1888 и 1894 годах совершает путешествие на север вместе с другом Валентином Серовым. В этот период появляются такие работы, как «Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенеге», «Гаммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег».
С 1901 года Константин Алексеевич преподаёт в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Значительное место в его творчестве занимает Париж — городские пейзажи были созданы явно под сильным влиянием французских импрессионистов, а ещё — Крым, где в Гурзуфе художник построил по своему проекту дачу, на которой подолгу жил.
Константин Коровин внёс большой вклад в русскую и мировую культуру. Мастер цвета, влюбленный в земные краски, он умел исключительно удачной трактовкой своих излюбленных роз, женского платья, освещенной комнаты, берегового пейзажа, сделать живописно-ценной всю картину. Свет, солнечный и искусственный, во всех его видах, от электрического фонаря до костра, – это особенно удающийся ему живописный приём. Воспринявший «световое» искусство ранних импрессионистов глубже всех других влияний, Коровин именно в этой области создал свои лучшие произведения.
Он блистательно проявил себя как театральный художник, обновив многие приёмы театрально-декорационной живописи, ему удалось добиться синтеза всех составляющих: музыки, живописи, актерской игры и костюмов. Он умел создать декорацию, соответствующую духу и стилю спектакля. Его блестящая одарённость проявилась и в литературных сочинениях.
Именно К.А. Коровин определил тенденции московской живописи конца XIX –начала XX века с её спонтанностью, стихийностью, реализмом, народностью, любовью к цвету. Коровин более всего дорожил «правдой зрительского впечатления». Он стремился очаровать зрителя красками, формой, подарить удовольствие.
«Живопись, как музыка, как стих поэта, всегда должна вызывать у зрителя наслаждение. Художник дарит зрителя только прекрасным…» — утверждал К.А. Коровин.