Мир искусства в юбилейных датах: Орест Адамович Кипренский

 

«Нельзя не восхищаться трудами О.А. Кипренского, нельзя не порадоваться, что мы имеем художника такой силы, нельзя не погрустить, что он занимается одними портретами».
Булгарин Ф.

Орест Адамович Кипренский родился 24 марта 1782 года в крестьянской семье. Как полагают, он был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова, который заботясь о мальчике, дал ему вольную и шести лет определил в петербургскую Академию художеств. Одаренность Ореста стала ясна уже в первые ученические годы. Он не раз удостаивался медалей за натурные штудии и эскизы композиций.
Учитель и гувернер Академии В.С. Дмитриев вспоминал, что Кипренский уже в раннем возрасте выделялся среди сверстников. Он любил рисовать, занимался этим без принуждения. Мальчик был способный, живой, темпераментный.
Через девять лет, по завершении обучения в воспитательном училище академии, Орест был определен в класс исторической живописи. Туда брали наиболее одаренных учеников, так как историческая живопись в академии почиталась как высший жанр изобразительного искусства.
В 1805 году Кипренский подвел итоги пройденному курсу обучения картиной «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем», за которую он получает Большую золотую медаль и право на заграничную поездку для продолжения художественного образования.

Но в Европе шли наполеоновские войны, и поездка была отложена на неопределенное время. Кипренского еще на несколько лет оставили при академии в качестве ее пенсионера.
Несмотря на «историческое» образование, главным в творчестве художника стал портрет. Еще за год до окончания академии он создал произведение, определившее его дальнейший творческий путь, – это был портрет названного отца Адама Швальбе.
«Портрет А.К. Швальбе» возвестил о появлении нового, необычайно яркого портретиста, – пишет В.М. Зименко. – Он поставил молодого художника в первый ряд мастеров этого рода. Образ сильного, волевого старика поражает глубокой искренностью. Прекрасная живопись с применением сложной техники лессировок по свободной пастозной подготовке, благородный колорит показали блестящее живописное дарование молодого мастера».

В 1830 году портрет экспонировался на художественной выставке в Неаполе, и, как писал сам художник, «здешняя академия… сыграла следующую штуку… отца портрет они почли шедевром Рубенса, иные думали Ван-дика, а некто Альбертини в Рембрандты пожаловал».
В это же время в Санкт-Петербурге полным ходом шло строительство Казанского собора, который по плану архитекторов должны были украсить живописные росписи и скульптуры. Для их создания пригласили самых талантливых учеников Академии, в том числе и Кипренского. К 1809 году Орест закончил работу над «Богоматерью с младенцем», ставшей одним из немногих иконописных работ автора.

Прославил Кипренского портрет Александра Челищева, который позже станет героем войны 1812 года. На полотне 1809 года изображен юноша с выразительными, глубокими глазами и трогательным румянцем на щеках.

Весной 1816 года Кипренский смог наконец воплотить свою давнюю мечту -совершить поездку по Европе. Первой Кипренский посетил Германию, а после побывал в Италии. В художественных галереях Рима русский живописец воочию увидел полотна знаменитых авторов античного периода и эпохи Возрождения. Картины гениев прошлых веков вдохновили его на создание нескольких исторических полотен и портретов.
К уже авторитетному и прославленному Кипренскому обратились представители Флорентийской академии с просьбой написать для галереи Уффици автопортрет. Это был один из старейших европейских музеев, где хранились изображения знаменитых живописцев разных эпох. Оставить свой портрет в этой галерее – значило обрести мировое признание. До Ореста Кипренского ни один из русских мастеров такой чести не удостаивался.
Пребывая за границей, творец создал картину «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», известную также под названием «Портрет Мариуччи».
Натурщицей для этой работы выступила девочка по имени Мария Фалькуччи, чья семья была небогатой. Впоследствии художник стал ее фактическим опекуном.

На родину Орест прибыл в 1823 году. Граф Дмитрий Шереметев предложил живописцу поработать в его доме. Влиятельный ценитель искусства поселил художника в своем дворце на Фонтанке, где оборудовал для него удобную мастерскую.
В доме графа мастер написал несколько портретов хозяина и его домочадцев.
На одном из холстов Шереметев предстал в торжественном кавалергардском обмундировании на фоне великолепного убранства комнат. С этой работой автор участвовал в выставке Академии художеств 1824 года.

В следующем году героем произведения художника стал Александр Пушкин.

Светило русской поэзии не любил позировать портретистам, но, поддавшись на уговоры Антона Дельвига, согласился. Результатом этого труда стал образ поэта, который чаще всего возникает в воображении потомков. Портрет Пушкина автор писал в доме все того же графа Шереметева.
В 1828-м Кипренский принял решение покинуть страну и окончательно поселиться в любимой Италии. Однако к тому времени в Европу переехало немало талантливых портретистов, которые составили прославленному мэтру серьезную конкуренцию. Орест продолжал усердно трудиться, но его карьера неуклонно шла на спад.
Из Рима художник перебрался в Неаполь. Здесь родились его знаменитые произведения «Портрет Ф.А. Голицына», «Читатели газет в Неаполе», «Неаполитанские мальчики». В начале 1830-х живописец принял участие в выставке художеств, где явил публике свое раннее полотно «Портрет Швальбе».
17 октября 1836 года Орест Кипренский умер от горячки.
«Знаменитый Кипренский умер, – писал из Италии художник А. Иванов, – он первый вынес имя русское в известность в Европе… Кипренский не был никогда ничем отмечен, ничем никогда жалован от двора, и все это потому только, что был слишком благороден и горд, чтобы искать этого».