Добро должно быть мужественным…

«Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит».

Юрий Яковлев

 

Есть вещи, которые, казалось бы, не поставишь в один ряд. Любовь к природе и любовь к матери, любовь к жизни и любовь к четвероногим друзьям — эта любовь очень далека от смерти и войны. Но такие рассказы – о детях и о войне, о животных и о людях – сумел объединить и сделать мудрым и поучительным дополнением друг друга писатель Яковлев Юрий Яковлевич.

Юрий Яковлевич Яковлев — замечательный детский писатель, сценарист, автор многих интересных сюжетов детского киножурнала «Ералаш», сценариев к мультфильмам и детским фильмам.

Юрий Яковлев (настоящая фамилия Ховкин) родился 26 июня 1922 года в Ленинграде, в семье служащего. Ещё будучи школьником, он принимал участие в различных литературных кружках, активно работал в Доме пионеров, писал стихи.
В 1940 году, окончив среднюю школу, Юрий был призван в армию. Через год началась война, и он 6 лет прослужил солдатом. Война дала жизненный опыт, научила мужеству, определила его характер и стремления.
Поступать в Литературный институт Юрий Яковлев пришел в шинели, после демобилизации, представив приёмной комиссии стихи, созданные на фронте.
Яковлев закончил литературный институт имени Горького в 1952 году и вступил в литературу как автор стихотворных книг для детей. Сотрудничал с литературным клубом «Бригантина» 74 московской школы, где выступал уже со своими рассказами. Это общение давало писателю уверенность, что он знает своих героев, понимает сегодняшнего подростка, его духовный мир, движения, жесты, своеобразный ребячий язык. После опубликования в 1960 году небольшой повести «Станция Мальчики» Юрий Яковлев стал отдавать предпочтение прозе.

Значительное место в творчестве Яковлева занимает тема войны. Для пережившего её писателя важно, чтобы дети, родившиеся после салюта Победы, почувствовали себя продолжателями отцовских дел и отцовских подвигов и не забывали павших за Родину.

В маленьком рассказе «Девочки с Васильевского острова» переплетается история и современность.
У Тани Савичевой и Вали Зайцевой много общего: и школа, и улица на Васильевском острове Ленинграда. Только первая жила здесь во время почти девятисотдневной блокады Ленинграда, в 1941—1944 годах, а вторая — позже, когда о войне осталась только память. Несмотря на это различие, Валя считает Таню своей подругой, хочет, чтобы о ней помнили, и потому на Дороге жизни — так называлась единственная трасса, связывающая осажденный Ленинград со страной, — помогает возведению памятника. Валя пишет на нем строки из дневника своей подруги: «Умерли все. Осталась одна Таня». За этими скудными строками умирающей маленькой девочки раскрывается трагедия всего блокадного города, всех его жителей.

Не допускает автор и мысли, что можно забыть не только жестокость войны, но — и это главное! — людей, которые жили в то время, их героизм, их способность оставаться людьми даже в самое страшное время. Тогда проявлялись их настоящие характеры. В обычной жизни нам тоже приходится решать сложные задачи, но на войне часто нельзя отсрочить решение, «переиграть». Здесь выбор, сделанный единожды, заставляет идти до конца.
Так в рассказе «Учитель истории» учитель выбрал смерть вместе со своими маленькими воспитанниками, а не малодушное бегство. Он был уверен, что должен оставаться рядом с детьми, если нет возможности спасти их.


«Дети, — сказал Учитель, — я учил вас истории. Я рассказывал вам, как умирали за Родину настоящие люди. Теперь пришел наш черед.
Не плачьте! Поднимите голову выше! Идемте! Начинается ваш последний урок истории».
У каждого из героев Ю. Яковлева своя судьба. В мирной и в военной жизни — во всякое время есть место своим героям и своим подвигам. И Учитель истории, и Таня Савичева, и Баваклава должны остаться в памяти людей.
«Нет на свете ничего страшнее забвения. Забвение — ржавчина памяти, и она разъедает самое дорогое», — повторяет свою мысль Юрий Яковлев. Одно из произведений он так и назвал — «Память».

Рассказ- воспоминание, рассказ-памятник маленькой Лиде Демеш, тринадцатилетней партизанке, прятавшей мины под своей кроватью. Во время одной из подрывных операций она попала в засаду и была расстреляна. «Передайте маме, что меня ведут на расстрел!» — были ее последние слова.
Лида Демеш — не выдуманный персонаж. Такая девочка действительно была, а писатель лишь продлил ее жизнь в своем рассказе.
Память — та ниша, где хранятся воспоминания о людях и поступках прошлого. «Я хочу своим творчеством сегодня повлиять на завтрашнего взрослого человека. Сделать его благороднее, чище, добрее, отзывчивее к людям. Я стараюсь представить себе детство людей, которые завтра совершат подвиг во имя человека» — так сформулировал Юрий Яковлев цель своего творчества в одном из интервью. Его писательский талант связывает прошлое и настоящее, заставляя читателей задуматься, сопереживать героям рассказов и повестей. Всем строем своих произведений он как бы говорит нам: смотри, читатель, сколько прекрасного вокруг, сколько настоящих героев жило и живет под одним с тобой небом. Следуй за ними, будь, как они, честным, отважным, верь в себя и не падай духом в трудную минуту.

«Мои книги не только мой дом, но и моя душа. Всё, что я пережил, перестрадал сам, — всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах моих героев — мои мысли и чувства.
Вспоминайте мой дом, а когда станет грустно, постучите в мою дверь.»

Юрий Яковлев