Великие имена в библиотечной профессии- Рубакин Николай Александрович
«Подходящей книгой называется такая, которая в наибольшей степени соответствует всем твоим качествам и свойствам, например, запасу твоих знаний, складу твоего ума, твоим желаниям и стремлениям, вообще всем твоим душевным качествам, интересам и выгодам, также твоей подготовке, уровню твоих знаний, умственному твоему развитию, обстоятельствам твоей жизни».
Н. А. Рубакин
Николай Александрович Рубакин – просветитель, ученый, писатель, библиограф, выдающийся специалист в области читателеведения – человек, любивший книгу и веривший в её светлую мощь. Масштабы его деятельности поражают любого, кто прикоснётся к творчеству учёного. Его вклад в культуру чтения как универсума человеческой жизни имеет культурно-историческое, теоретико-методологическое и практическое значение.
Николай Александрович Рубакин родился 13 июля 1862 г. в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов). Отец, Рубакин Александр Иосифович, происходил из старинной старозаветной купеческой семьи. Мать, Лидия Терентьевна, также вышла из семьи купцов-старообрядцев. Незаурядная женщина, она оказала на сына огромное влияние, передав ему уважение и страстную любовь к книге.
В 1873 году Лидия Терентьевна открыла небольшую публичную библиотеку, где Н. Рубакин стал первым библиотекарем и библиографом.
После окончания реального училища поступил в Петербургский университет, который в 1887 году окончил с медалью, прослушав курсы сразу трех факультетов: физико-математического, юридического и историко-филологического, но был лишен права заниматься преподавательской деятельностью за участие в революционном движении учащейся молодежи. В конце 80-х годов Николай Александрович знакомится с группой деятелей народного образования: И. И. Горбуновым-Посадовым, будущим биографом Льва Толстого, П.И. Бирюковым и другими. Так возник первый в мире кружок по изучению читателей.
В 1892 году Рубакин берет в свои руки пришедшую к тому времени в упадок библиотеку своей матери, проводит её коренную реорганизацию, доукомплектовывает. За четыре года он превратил её в одну из лучших публичных библиотек столицы по количеству и качеству фондов. Библиотека стала также своеобразным литературно-общественным клубом молодых литераторов, ученых и учителей. Просветительские начинания Рубакина привлекали в библиотеку и рабочих.
После первой русской революции власти поставили Рубакина перед выбором: либо долголетняя ссылка, либо эмиграция без права возвращения. Шли репрессии против интеллигентов, призывавших в книгах к свержению самодержавия, и властям почему-то представлялся одним из таких призывов злополучный рубакинский библиографический указатель «Среди книг».
Перед отъездом за границу Рубакин передает свою библиотеку в 100 тысяч томов Всероссийской лиге образования, осуществив тем самым свою мечту – превратить частную библиотеку в общедоступную.
Обосновавшись в Кларане, в Швейцарии, Н. А. Рубакин возобновляет свои связи с Россией, с издательствами и журналами.
Самым значительным трудом Н.А. Рубакина, принесшим ему славу русского библиографа, явился трехтомный аннотированный библиографический справочник «Среди книг»:Опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и литературно-общественных идей: справочное пособие для самообразования и для систематизации и комплектования общеобразовательных библиотек, а также книжных магазинов».
Эту работу Н.А. Рубакин посвятил своей матери Л.Т. Рубакиной: «Посвящаю этот труд памяти моей матери Лидии Терентьевне Рубакиной, двадцать лет работавшей среди книг и научившей меня любить книгу и верить в ее непреоборимую и светлую мощь».
Николай Александрович впервые с научной точки зрения подошел к вопросу об изучении книги, её восприятии и влияния на читателя. Он известен как создатель теории библиопсихологии, которую называл наукой о социальном и психологическом воздействии. Его исследования в этой области впервые были изложены в двухтомнике «Введение в библиопсихологию» (1921). Издание вышло в Париже на французском языке. На русском языке была опубликована работа «Психология читателя и книги» (Москва, 1928). В книге идет речь о создании новой психологической науки – библиологической психологии. Эта работа – результат исследования, изучения, анализа читателя и книги.
Рубакин Н.А. много сделал для популяризации чтения среди простого народа. По его книгам приобщились к знаниям миллионы людей. Огромен его вклад и в разработку проблемы самообразования. Архив ученого после его смерти в 1946 году вместе со швейцарской библиотекой в 130 тысяч томов был передан России и хранится в Российской государственной библиотеке.
Заслуги Николая Александровича признаны и в России и за рубежом. Его наследие- это поистине Читательская Вселенная, в которой читающий мир и мир чтения велик и богат, разносторонен и глубок, сложен и доступен, полезен и красив, сокровенен и возвышен в эволюционном и ноосферном понимании.
«Пусть читатель спрашивает для своего чтения, что угодно. Первое дело – не отгонять читателя. Второе…– показать ему ту лестницу, по которой он, именно он, – такой, какой он есть, – может идти вперед и вверх. Третье дело – показать ему значение этой лестницы в деле его личного общего образования… Четвертое дело … – дать возможность идти по этой лестнице вперед и вперед, все выше и выше…, не теряя из виду значение этого восхождения для жизни». (Рубакин Н.А.)
«Всегда и везде служить возвышению читателей» – призыв человека, очарованного книгой и чтением и отдавшего всю свою жизнь этому служению. Этот призыв должен стать основой национальной политики возрождения высокой культуры чтения в России.