Мир искусства в юбилейных датах: Порфирий Никитич Крылов
Порфирий Никитич Крылов — советский художник-живописец, график, карикатурист.
Родился Порфирий Никитич в Туле в семье потомственных рабочих патронного завода. Художественный дар получил в наследство от деда, который обладал талантом искусного резчика по металлу, украшал ружья и самовары, а также от отца, умевшего рисовать и лепить. Учился в заводской изостудии под руководством Г. М. Шегаля, затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где с 1921 по 1928 годы учился у А. А. Осмеркина, А. В. Шевченко, а в аспирантуре у П. П. Кончаловского.
В 30-70-е годы прошлого века он, вместе со своими друзьями — М. В. Куприяновым и Н. А. Соколовым, в рамках группы «Кукрыниксы», посвящал работы главной идее – с помощью искусства содействовал укреплению мира на земле.
Помимо совместной работы с «Кукрыниксами» индивидуально занимался станковой живописью, писал в жанре пейзажа, портрета, натюрморта, композиции на темы советского быта. Много работал в Ясной Поляне, Поленово Тульской области и др.
Порфирий Никитич обладал особым восприятием мира, которое позволяло с точностью отражать увиденное на холсте. Он будто был в тесной связи с природой, людьми, – со всем, что его окружало. Наблюдательность, умение восхищаться разнообразными красками мира, видеть прекрасное в простом – редкий дар, принадлежавший Крылову.
В течение всего своего творческого пути, неустанно совершенствуя своё мастерство, как в живописи, так и в рисунке, Порфирий Крылов — постоянный участник художественных выставок. В 1945 году на Всероссийском конкурсе пейзажной живописи получает премию его картина «Каменоломня на Оке».
Он стремится запечатлеть прелесть родной природы в самые разные времена года — «Весна».
Привлекает его также и городской пейзаж, в 1963 году он привозит из своих путешествий такие сюжеты, как «Клайпеда. Канал» или «Извозчик в Риме».
Верность пейзажу Порфирий Крылов сохраняет и в своих рисунках, будь то комната, за широким окном которой на фоне тревожного неба высится громада собора, или же деревья, гнущиеся на ветру рядом со спокойной незыблемостью домов.
В некоторых произведениях Крылова с образом природы органически переплетается образ человека — «Увозят снопы».
Широко известны чисто портретные работы Крылова: «Завтрак на террасе», портреты Наташи Купреяновой, художника Юона, корейской танцовщицы Ан Сон Хи, портретные зарисовки «За вязаньем», «Мальчик с завязанным ухом», портрет В. Почиталова, а также зарисовки фашистских преступников на Нюрнбергском процессе, сделанные в зале суда в 1945 году.
Живописный дар Крылова, быть может, полнее всего проявляется в его натюрмортах с изображением цветов, где художник умеет выразить все колористическое богатство оттенков и тонкость цветовых переходов. Прекрасным свидетельством этого может служить его натюрморт «Сирень».