Прививка от фашизма- книги Алеся Адамовича

                                                         

 

 «Войну может остановить только один человек.
        И этот человек – ты».

                                                                  А. Адамович

 

Александр Михайлович (Алесь) Адамович — писатель и критик, литературовед, киносценарист, публицист, общественный деятель. Член-корреспондент НАН Беларуси, доктор филологических наук, профессор. Член Союза писателей СССР, член Союза журналистов СССР.

Алесь Адамович родился 3 сентября 1927 года в деревне Конюхи Минской области в семье врача. С 14 лет вместе с родственниками принимал участие в деятельности антифашистского подполья, с 1943 года до начала 1944 года сражался в партизанском отряде. В 1944 году уехал на Алтай, где поступил в Лениногорский горно-металлургический техникум. После войны вернулся в Беларусь, поступил на филологический факультет Белорусского государственного университета, закончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию.
В 1962–1966 гг. жил в Москве, учился на Высших сценарных курсах, одновременно читая курс белорусской литературы в МГУ им. М. Ломоносова.
Вернувшись в Минск, А. М. Адамович был принят на работу в Институт литературы имени Янки Купалы в качестве старшего научного сотрудника, защитил докторскую диссертацию.
Литературную деятельность начал в 1948 году. Автор многих романов, повестей, таких как «Партизаны», «Война под крышами», «Сыновья уходят в бой», «Хатынская повесть» сценариев «Иди и смотри», «Я из огненной деревни», «Каратели, или Жизнеописание гипербореев», «Блокадная книга» (совместно с Д. Граниным) и другие. В 1983 году издано Собрание сочинений в 4-х томах. Произведения Адамовича переведены на 21 язык.
И все это всего за неполных 67 лет!

Алесь Адамович пережил партизанский опыт подростком и никогда не избавился от ужаса, который тогда поселился в его душе.
Прикосновение к военной теме, пережитому было просто мучительно для автора, сомневающемуся в способности ярко, достоверно передать звуки, запахи, биения сердца войны, как живого существа. Поэтому после первой своей автобиографической дилогии «Война под крышами», он не прикасался к теме еще шесть лет. А «Хатынскую повесть» писал в три приема – начал в 1965, продолжил в 1968 и закончил только в 1971 году! Она действительно и писалась мучительно, и, несмотря на свой сравнительно незначительный объем, читается очень и очень тяжело – от нее пахнет дымом и порохом, а еще смертью. Её недаром называют книгой-памятником, она вобрала в себя не только память народную, но и его благородный гнев.

«Блокадная книга» – следующее потрясение для читателей,
суровая книга правды о блокадном Ленинграде. Ее страницы — ожившие воспоминания блокадников о муках и страданиях в осажденном городе, о голоде, смерти и жажде жизни. Героизм и мужество, слава и бессмертие ленинградцев, выстоявших в нечеловеческих условиях и защитивших свое достоинство, свой город, спустя полвека поражают умы и сердца людей, живущих на Земле. «Это была история не девятисот дней подвига, а девятисот дней невыносимых мучений», — писал Д. Гранин. Читать книгу тяжело, но хотелось бы, чтобы это сделал каждый…

«Блокадная книга» заканчивается такими словами: «…Мы завершили свою долгую работу со странным чувством, все с тем же неотступным вопросом: зачем, ради чего оживили мы этих давно ушедших людей, их давние муки и боль? Мы много раз отвечали себе на этот вопрос и до конца все же не знали ответа, но в одном мы утвердились: это надо было сделать. Все это было, и живущие люди должны об этом знать.»

Все книги А. Адамовича глубоки и значительны, как и его поступки. Это книги не для каждодневного чтения. Возможно не каждый прочтет их сразу на одном дыхании, но прочесть надо. Поэтому совершенно прав В. Аверьянов, который сказал: «Сделайте детям прививку от фашизма книгами А. Адамовича!»

Все, что делал в жизни А. М. Адамович, было масштабно и значимо. Он видел, чувствовал, проживал самые болезненные страницы нашей истории настолько глубоко и пронзительно, что становился уже не просто литератором и публицистом, а человеком, про которого принято говорить «совесть нации».