Становится историей война…
Невозможно перечислить все книги, в которых воспевается героизм народа в Великой Отечественной войне. Каждое из произведений освещает какую-то одну грань войны, но вместе они образуют поразительного размаха картину, запечатлевшую обрушившуюся на страну беду и величайшее мужество народа. На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.
Повесть «Иван» Владимир Богомолов, еще никому не известный тогда прозаик, написал в 1957 году. В 1958 году повесть появилась в печати и стало ясно: так о войне ещё не рассказывали.
В чем секрет успеха этого начинающего автора? В правде. Полной правде, без приукрашивания или утайки, — о том, что война безжалостна и бесчеловечна.
Это трагическая повесть об отважном двенадцатилетнем мальчике — разведчике Иване. Уже в первые дни войны судьба жестоко распорядилась с ним: отец убит на границе, сестрёнка погибла у него на глазах. Детство простого гомельского мальчишки переплавлено войной, вывернуто наизнанку. И герой принял решение — мстить врагу, стать полезным нашей армии. Он готов подвергаться страшнейшему риску, проникая в расположение вражеских войск, чтобы принести сведения своим.
Иван подолгу живёт на оккупированной немцами территории, ходит по деревням, посёлкам и собирает для штаба сведения о силе врага и его вооружении. Он всё видит, всё запоминает. И информация, которую он добывает, очень ценна.
Однажды Иван попадает в батальон старшего лейтенанта Гальцева, между ними устанавливаются доверительные отношения, какое-то время они воюют бок о бок.
Но всё-таки это ещё и ребёнок-мы видим мальчика играющим в землянке. Рисуя эту сцену, автор хочет подчеркнуть, что Иван остается мальчишкой, играет, как его сверстники, собирает ножички, вооружается биноклем, как настоящий командир. Он хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти.
Потом Иван пропал-его хотели отправить в тыл, в Суворовское училище. Мальчик убегает из части и в тылу его не удержать. Ну не может он «зубрить» в школе о «значении травоядных в жизни человека», когда на родной земле враг. «Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало», — говорит Иван.
Он уже прошел ад фашистского лагеря смерти, тяжело, по-взрослому ненавидит врага. И давно уже сознательно живет по суровым законам настоящей, невыдуманной войны.
Положение мальчика в тылу врага очень сложное: опасные ситуации возникают ежедневно, ежечасно, а он может надеяться только на себя. Никого рядом: ни командира, ни товарищей, ни связи. Только ты и враг. Это, конечно, непосильная нагрузка на детские плечи.
И, понимая всю тяжесть этих переживаний и опасностей, взрослые всё – таки посылают мальчика в разведку. Почему же? Война – это тяжёлое, жестокое время, она ломает человеческие судьбы, не щадя никого – ни старых, ни малых.
Последние страницы книги страшно трагичны. В донесении сказано, что в декабре 1943 года после яростного сопротивления был задержан «Иван», наблюдавший за движением немецких эшелонов в запретной зоне. После допросов, на которых мальчик «держался вызывающе», он был расстрелян.
Много месяцев спустя, Гальцев, которого судьба занесла в Берлин, в одном из немецких архивов нашел досье. С фото на него смотрел его маленький и бесстрашный друг. В досье говорилось, что мальчик был захвачен фашистами и расстрелян.
Иван погиб. Есть и его капля крови на знамени Победы. Его расстрелян ранним утром 25 декабря. В тёмное утро светлого Рождества маленький Иван взошёл на свою Голгофу. Мужественно и твёрдо. Маленький воин. Солдат Отечества, он ступил в жизнь вечную. Да, трудно говорить Богомолову о смерти мальчика, трудно и нам читать последние страницы повести. Так хочется, чтобы герой остался жив, но, к сожалению, война не щадит никого: ни взрослых, ни детей.
У этой книги редкая судьба. В свой срок и час «Иван» Владимира Богомолова превратился в фильм «Иваново детство» Андрея Тарковского(1962), который был удостоен высшей премии Венецианского кинофестиваля «Золотой лев».