Василий Иванович Белов как автор литературы для детей

 

Белов Василий Иванович- советский писатель, поэт и сценарист. Один из ярких представителей «деревенской прозы», чьё творчество отличается простотой и натуралистичностью.

Будущий писатель появился на свет 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области в простой крестьянской семье.

С началом Великой Отечественной войны глава семьи отправился на фронт, где погиб в 1943 году. Всё это время мать в одиночку пыталась вырастить пятерых детей. Будучи вторым по старшинству, Василий, как мог, помогал матери.
В 1949 году Белов окончил сельскую семилетку и уехал из отчего дома в город Сокол. Здесь в заводской школе освоил профессии столяра, моториста и электромонтера. А когда пришло время, отправился в армию. Служба проходила в Ленинграде. Здесь молодой человек начал делать первые шаги в творчестве и поступил в Литературный институт имени А. М. Горького.
Вскоре из-под пера Василия Ивановича вышли сразу две книги рассказов — «Знойное лето» и «Речные разлуки». Повесть «Привычное дело» утвердила за Беловым репутацию мастера деревенской прозы. Впоследствии писатель закрепил этот статус произведениями: «Плотницкие рассказы», «Деревня Бердяйка», «Бухтины вологодские», «Лад», «Всё впереди» и другие.

Основная идея произведений Белова заключалась в противостоянии городского и деревенского жизненных укладов. Писатель нещадно критиковал городской образ жизни, считая его неестественным для человека.
Писал Василий Белов и для детей.
Талантливый писатель, по мнению В.И. Белова, должен быть интересен читателям разных поколений: «…настоящую детскую книжку с не меньшим удовольствием раскрывает и немолодой человек». Однако детские произведения самого В. Белова практически не изучены и мало знакомы читателям. Печатаются они чаще в собраниях сочинений, так и не доходя до детской аудитории. А между тем сам писатель отмечал, что художественная литература, художественное слово не только будят фантазию, но и отражают жизнь, «по преимуществу духовную», тем самым формируя нравственное начало в маленьком человеке. Следуя этому принципу, В.И. Белов серьёзно относится к сюжетам и образам своих детских произведений, так как воспитание ребёнка — это закладывание базовых норм поведения у будущего поколения.

Среди произведений писателя, вошедших в круг детского чтения, сказка
«Мишук», сборник рассказов «Катюшин дождик», повесть «Каникулы». Сюда же можно отнести рассказы, которые не выделялись автором как детские, но являются такими по сюжету и системе персонажей: «Скворцы», «Даня», «Вовка-сатюк», «Мальчики», «Тёзки». События в них связаны с жизнью ребёнка, который предстаёт не только как объект воздействия взрослого мира, но и как очевидец происходящего. Его глазами писатель пытается взглянуть на ставшую привычной новую реальность.
Наделение маленького героя собственным взглядом на мир, попытка передать его чувства и мысли, уловить все движения его сердца, пробуждённого сознания связаны с приёмом отстранения, который позволяет привычные явления жизни увидеть с неожиданной стороны, глазами ребёнка, заново осмыслив их значение. Яркий, чистый детский взгляд подчас вскрывает самые глубинные проблемы общественного устройства. Ребёнок острее воспринимает неправду и бездуховность мира взрослых, дисгармонию во взаимоотношениях людей. В 1960— 1980-е годы эти небольшие рассказы
выражали позицию автора не меньше, чем принёсшие ему славу произведения для взрослых. Обладая интересной для детей фабулой, рассказы о детях поднимали важные проблемы разного уровня. Они заставляли размышлять о правильности социального устройства, о взаимоотношениях людей и поколений, о необходимости сохранения культурной, эстетической и духовной традиции.
Первым чтением для маленького человека становятся обычно сказки. По словам В.И.Белова, «сказки детства ни для кого не проходят бесследно. Они пробуждают душу, задают тон и включают человека в жизненный ритм». Жанр, сформировавшийся в устном народном творчестве и отразивший представления наших предков не только об устройстве мира, но и о главных нравственных принципах, особо интересен и понятен детям.

Опираясь на литературную традицию авторской сказки, созданной по фольклорным мотивам, В.И. Белов пишет «Сказку для Анюты» — «Мишук».
Сюжет произведения прост: капризный и своевольный медвежонок Мишук, обидевшись на мать, убегает в лес, попадает к Лисе Патрикеевне и мечтает о спасении из «плена». Освобождает его Михайло Иванович, отец-медведь. Герои напоминают персонажей сказки о животных: медведь, лиса, ёж, заяц. Им присущи традиционные черты: медведь — хозяин, глава семьи, лиса хитра и опасна, заяц наивен и легкомыслен, ёж — помощник, советчик. Однако в сказке анализируется психологическое состояние героев, они наделены индивидуальными характерами, хотя и продиктованным народной традицией, быт героев представлен более детально. Мишук — аллегорический образ ребёнка, избалованного, капризного, самонадеянного и эгоистичного. Всё это черты литературной сказки.

 

В сказке «Мишук» соединяются фольклорные мотивы, знакомые ребёнку по народным произведениям, и литературные образы, в которых читатель узнаёт реалии своего времени. Сохраняет автор и традиционные нравственные установки, знакомые малышам по русским сказкам. Сказка показывает последствия нарушения поведенческих норм.
Таким образом, у читателя формируется устойчивое понимание, что хорошо и что плохо. «Разгильдяй» Мишук понёс заслуженное наказание за своеволие и непослушание, лиса наказана за обман, за то, что «про совесть забыла». Воспринимая простой и понятный сюжет, ребёнок усваивает традиционные нравственные ценности, среди них семейный уклад, при котором отец — хозяин и защитник дома, а мать — помощница и воспитательница малыша. Наконец, финал сказки: спасение Мишука и Зайца, возвращение их домой, где так хорошо, несмотря на былые обиды, вселяет в ребёнка веру в лучшее, в победу добра и справедливости над злом и подлостью.

Одним из наиболее светлых и радостных произведений Белова о детях является повесть «Каникулы». Она строится по принципам приключенческой литературы. Сюжет — побег ребят в лес и жизнь на воле — продолжает традиции робинзонады в литературе. Здесь проверяется выносливость, стойкость, верность дружбе и терпимость к недостаткам другого. Повесть полна юмора, доброй иронии. Главным «врагом» для ребят становится вездесущая бабка Хомутова — Клювиха, она не только ругает внука, но и постоянно мешает мальчишкам в реализации их планов.
Детская жизнь полна фантазий. Подобно тургеневским героям «Бежина
луга», мальчики, оказавшись у омута, вспоминают страшную историю об утопленнике, хозяине дегтярного завода Григории, которого утащила на дно русалка. И конечно, именно в этот момент кто-то шевелится в кустах и ужасно пугает Миньку. Этим чудовищем оказалась сбежавшая корова Клювихи. Вторая страшная, почти сказочная, история происходит во время грозы. Катька в маленькое окошко сарая в свете молний видит Бабу-ягу и до смерти пугается её. Ягой оказалась все та же бабка Хомутова, которая в непогоду пробиралась из лесу домой.
Интрига, увлекательный сюжет, юмор делают повесть интересной для детей. Бытовые подробности жизни деревенских ребят знакомят современного читателя с уходящим миром русской деревни.

Таким образом, обращаясь к теме детства, В. Белов размышляет о становлении человека, о нравственных основах жизни. Дети воплощают в его рассказах лучшее начало. Они чутки сердцем, бескорыстны, открыты. Вместе с тем герои Белова ощущают своё внутреннее сиротство, им знакомо чувство безграничного одиночества. Социальные проблемы хотя и не являются у Белова ведущими, но отражают противоречия общественного устройства: разрыв семейных отношений, проблемы урбанизации. В этих условиях деревенское детство является прививкой от беспамятства, безнравственности и бездуховности. Тем самым В.И.Белов утверждает главенство нравственного начала в человеке. Обращение к народным традициям, к фольклору способствует формированию у читателей поэтического взгляда на мир, открывает ребёнку богатство народной речи, даёт образцы поведения, основанные на трудолюбии, ответственности, патриотизме, честности перед самим собой. Совесть и стыд, ключевые качества положительных героев во всех произведениях писателя, становятся главным мерилом и в жизни маленьких героев В.И.Белова.