Родом из детства: Астрид Линдгрен

 

Без её Карлсона и Пеппи Длинный Чулок люди вот уже нескольких поколений не могут представить своего детства. Не удивительно, что потрясающим детским психологом, запечатлевшим в своих литературных образах все вечные черты Ребенка любой расы и эпохи, стала обычная, ничем, на первый взгляд, не примечательная женщина из шведской глубинки, домохозяйка, мама и бабушка с обычной женской судьбой — Астрид Линдгрен.

Родилась Астрид в крестьянской семье в провинции Смоланд на юге Швеции. Звали её тогда Астрид Анна Эмилия Эрикссон. Была обыкновенной девочкой, шалуньей и выдумщицей, очень любила играть. А ещё любила читать. Она зачитывалась книгами М. Твена, Г.-Х. Андерсена, Топелиуса, писала отличные сочинения по литературе и рассказывала друзьям увлекательные истории. Счастливое детство – очень могучая почва, которая питает человека всю жизнь. Детство Астрид было счастливым, и запасов любви, добра, радости и защищённости хватило ей на всю жизнь. Воспоминания о детстве помогали ей выстоять в трудные времена и питали её творчество.
Окончив школу, работала в местной газете, затем переехала в Стокгольм и поступила в школу секретарей.
Свою первую большую сказку — «Пеппи Длинный чулок» — Астрид Линдгрен написала в подарок дочери в 1944 году. Когда дочке Карин исполнилось семь лет, она тяжело заболела и пролежала в постели несколько месяцев. Каждый вечер девочка просила у матери что-нибудь ей рассказать. «Однажды, когда я не знала, о чем повествовать, она сделала заказ — о Пеппи-Длинный чулок. Я не спросила, кто это, и начала рассказывать невероятные истории, которые соответствовали бы странному имени девочки».
Чуть позже Линдгрен начала стенографировать свои истории о Пеппи, решив преподнести их в подарок дочке на день рождения, а затем отправила рукопись в издательство.
Книжка молниеносно стала популярной, ей присудили несколько призов, а ошарашенного автора пригласили работать в детское книжное издательство. С тех пор сказки Астрид Линдгрен, одна за другой, словно голубь с ладони, взлетали в мир.

Самой популярной книгой Астрид Линдгрен в России является трилогия о Малыше и Карлсоне. Многие взрослые до сих пор называют её самой любимой книгой и перечитывают вновь и вновь. Она разобрана на цитаты. Все помнят замечательный мультфильм с Карлсоном, говорящим голосом Василия Ливанова, и фрекен Бок, перенявшей многие черты озвучившей её Фаины Раневской.
Маленький толстый человечек с пропеллером, весёлый проказник, на все возражения, опасения и жалобы взрослых отвечает: «Пустяки, дело житейское!» и «Спокойствие! Только спокойствие!» Он – яркая индивидуальность и хороший друг. Читая «Карлсона», дети учатся дружить, быть терпимыми, снисходительными и даже самоотверженными.

Идею «Карлсона, который живет на крыше» автору тоже подсказала дочь. Астрид обратила внимание на смешной рассказ Карин о том, что, когда девочка остается одна, к ней в комнату через окно влетает маленький веселый человечек, который прячется за картину, если входят взрослые. Так появился Карлсон — красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил.

Герой одной из самых весёлых книг Астрид – известный шалун Эмиль из Лённеберги, самый любимый герой самой Астрид Линдгрен.

То голова у него в супнице застрянет, то папа попадётся ногой в мышеловку, подставленную Эмилем, то он проглотит монетку, то опрокинет на папу тесто и тёртую картошку. После каждой проделки Эмиля запирали в сарай, бывало по нескольку раз в день. Говорят, отец Астрид, когда был маленьким, тоже здорово проказничал, в семье о нём ходили легенды. Он-то и послужил прототипом Эмиля.
Самой известной писательницей Швеции Астрид стала, когда в 1981 году написала о Рони, дочери разбойника, и о том, что любовь побеждает старую вражду взрослых. Рони и Бирк принадлежат к двум враждующим шайкам разбойников. Родители против их дружбы, дети сбегают от них и целое лето живут в уединённой пещере, как брат и сестра. Любовь отца к дочери побеждает всё: атаман Маттис просит Рони вернуться домой и готов помириться с ненавистным конкурентом атаманом Боркой.
Эту книгу читают все — и дети, и взрослые. В ней необычайный, таинственный мир с разными сказочными существами: подснежными тюхами, злобными летающими друдами, которые так и норовят вонзить свои когти в человеческого детёныша, двенадцать разбойников, старинный замок, дремучий лес. Рони кругом подстерегают опасности, и всё же она любит этот мир, этот лес, скалы, деревья и своего отца, несмотря на его ремесло.
Есть у Астрид Линдгрен две очень страшные сказки – «Братья Львиное Сердце» и «Мио, мой Мио!» Ведь и в жизни часто бывает страшно, и надо уметь победить страх. Это сказки о вечном, о любви и дружбе, о рождении и о смерти. Однажды в сумерках, проходя через сад, Астрид увидела маленького мальчика, печально сидевшего на скамейке. И она перенесла его в мир фантазии. Это история про мальчика Буссе, томящегося в приёмной семье. Он мечтает, чтобы у него был друг и настоящие любящие родители. Силой волшебства мечта его сбывается. Буссе попадает в Страну Дальнюю, где его отец – король, а он – принц Мио. Появляется у него и настоящий верный друг – сын королевского садовника Юм-Юм, и белая лошадь Мирамис. Но за счастье надо расплачиваться: Мио должен сразиться с Рыцарем Като, воплощением чёрных сил с каменным сердцем, живущим в Стране Чужедальней. Пройдя через много препятствий, сопровождаемый верным Юм-Юмом, Мио добирается до Като и сражает его волшебным мечом. Это очень красивая и поэтичная сказка. Несмотря на счастливый конец – все спасены, погибшие ожили, пленники свободны, – в памяти остаётся грусть. И совсем грустно допустить, что всё это – только выдумка одинокого мальчика, который сидит на скамейке в вечернем парке и не хочет идти домой, где его никто не любит…

О книгах Астрид Линдгрен можно рассказывать бесконечно. Это и «Расмус-бродяга», и трилогия о суперсыщике Калле Блюмквисте, и «Мы все из Бюллербю», «Мы на острове Сальткрока», «Крошка Нильс Карлсон», «Мадикен», трилогия о Кати («Кати в Америке», «Кати в Италии», «Кати в Париже»), книга о жизни родителей Астрид («Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта») и многие другие.
Прочитав их, каждый ребёнок непременно захочет найти на крыше маленький домик Карлсона, повторить хотя бы одну из бесчисленных проделок Пеппи (например, вымыть полы с привязанными к ступням щётками) и накормить пьяными вишнями петуха и поросёнка, как это сделал Эмиль из Лённеберги.

Астрид Линдгрен не раз повторяла: «Не хочу писать для взрослых!» Эти слова стали кредо ее жизни и творчества. Она хотела писать только для детей, потому что абсолютно разделяла точку зрения замечательного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, что все люди родом из детства.

«Я хочу писать для таких читателей, которые способны творить чудеса. А чудеса творят дети, когда читают книги».
Астрид Линдгрен пишет о том, что дорого всем детям – о свободе, независимости, о неназойливой родительской любви и уважении к детям. Она никогда не противопоставляла детей и взрослых, не настраивала их друг против друга. Напротив, она показывала, что детям и взрослым может быть хорошо только в том случае, если они любят друг друга: «И детям, и взрослым необходимы рамки и взаимное уважение, — вот чего я желаю всем».