Волшебной кисти торжество: Илья Репин — 180 лет

 В этом году российское искусство отмечает 180 лет со дня рождения великого русского художника — Ильи Ефимович Репина. Его работы хорошо известны не только знатокам живописи, но и тем, кто редко заглядывает в залы художественных галерей.
 Илья Репин был типичным представителем искусства второй половины XIX века. Обучаться живописи он начал с тринадцати лет. Галерея образов, созданных художником, поражает. Это и масштабные композиции, и картины в духе передвижников, и портретная галерея современников живописца.
 «Бурлаки на Волге» — один из самых узнаваемых шедевров кисти Ильи Ефимовича. Замысел полотна возник во время его поездки на этюды на Волгу. В начале это были просто портреты бурлаков, а потом, когда мастер познакомился с людьми и их тяжёлой работой, родилось и само полотно.
 Изнемогая от жары и усталости, по берегу великой реки бурлаки медленно тянут тяжёлую неповоротливую баржу. Композиция картины построена таким образом, что группа как будто движется на зрителя, но фигуры при этом не закрывают друг друга. Все одиннадцать персонажей нищие и обездоленные, но каждый со своей индивидуальностью и характером.
 Картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Репин писал основываясь на исторических событиях 1676 года. Она переносит нас в казацкий военный лагерь.
На заднем плане видны множество всадников, купол шатра, предзакатное небо, дым костров. О том, что всё происходит в перерыве между битвами, говорит обилие оружия и окровавленные бинты на ранах одного из действующих лиц.
 На переднем плане группа казаков окружила сидящего за столом писаря с гусиным пером. Вся композиция выстроена вокруг его фигуры, хотя каждый из персонажей по-своему колоритен.
 Письмо сочиняется всей группой. Воины соревнуются в остроумии, в воздухе стоит громогласный хохот. Писарь хитро улыбаясь выводит на белом листе послание султану.
 Идея о написании картины «Отказ от исповеди» пришла художнику после прочтения стихотворения «Последняя исповедь» Н.М. Минского В нём описывается момент перед казнью, когда арестант отказывается исповедоваться. Однако в самом конце он выражает благодарность священнику за проявленное к нему сострадание.
 Картина стала своего рода иллюстрацией к этому произведению. Страстный спор между священником и осужденным в стихотворении Репин заменил исступленным молчанием.
 На полотне священник сжимает крест в руке, ожидая решение заключенного. Изможденный арестант, одетый в грязный халат, стоит перед выбором — принять или отказаться от исповеди перед священником.
 Тягостное настроение подкрепляется цветовым решением. Тёмный фон заполняет большую часть полотна, лишь две фигуры высветлены невидимым зрителю источником. Боковой свет выхватывает и скудную обстановку – скромную железную кровать.
 Картина Репина «Не ждали» занимает одно из важнейших мест в истории русской художественной культуры. Помимо мастерства исполнения, полотно отличается богатым содержанием, правдивостью и силой чувства.
 На картине изображён момент неожиданного возвращения революционера из ссылки. Автор мастерски передал широкую гамму чувств: материнский порыв, нерешительную радость жены, восторг сына и настороженность дочери, которая не узнала отца.
 Композиция картины построена так, будто зритель сам находится в комнате и становится соучастником сцены. Светлый колорит смягчает драматичность происходящего и располагает к оптимизму.
 Одной из вершин творчества мастера стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Он видел крестные ходы у себя на родине в Чугуеве, ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери.
 Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми её противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров.
 Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.
 Среди целого ряда портретов И. Е. Репина один из самых замечательных – портрет П. М. Третьякова, основоположника галереи живописи русских художников, ставшей впоследствии настоящей национальной сокровищницей.
 Третьяков показан на фоне своей любимой галереи. Он сидит, осторожно облокотившись на мягкую спинку стула. Павел Михайлович задумчив, спокоен, он глубоко ушел в себя. Третьяков оставляет впечатление несколько замкнутого человека. Ещё молодое лицо с правильными, строгими чертами и рыжеватой бородой выражает собранность, организованность.
 Современники Репина считали портрет очень удачным и находили не только внешнее, но и глубокое внутреннее сходство.
 Большой вклад в развитие отечественной живописи Илья Ефимович внёс не только как талантливый художник, но и профессиональный педагог. Став профессором и членом Академии художеств, он учил молодёжь. Одно из его главных наставлений звучало так: «Чувство меры! Чувство меры!»

Источники: https://veryimportantlot.com/ru
https://www.chitalnya.ru
https://allpainters.ru