В блокадном Ленинграде
Стоит над Невой город- большой и красивый. Город-солдат, город-труженик, город-герой. История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далёкого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и патриотизма, какой была 900- дневная оборона осаждённого Ленинграда в годы войны…
«В блокадном Ленинграде» — тема очередного занятия Школы развивающего чтения для ребят 4 «а» класса школы №1.
Цель занятия:
-познакомить учащихся с художественными произведениями о блокаде Ленинграда, с мемуарной литературой.
-развивать умение анализировать произведение, работать самостоятельно при подготовке ответа на вопрос.
-воспитывать способность сопереживать людям, правильно воспринимать исторический опыт других эпох и поколений.
Беспримерному в мировой истории подвигу жителей блокадного Ленинграда посвящено огромное количество книг. После стольких десятилетий, прошедших со дня полного освобождения города от блокадного фашистского кольца, человечество до сих пор не может в полной мере осознать, КАК ленинградцы смогли не просто выжить и не сдать город врагу, а ещё и обеспечивать фронт оружием, техникой, вещами! И что во всём этом участвовали дети и подростки, которые не мечтали о новых джинсах или новой игрушке, а мечтали о тарелке настоящего супа с плавающими сверху звёздочками жира и «тонюсенькой, не толще промокашки, пластинкой мяса». Им, этим маленьким героям, и было посвящено занятие Школы развивающего чтения.
Для чтения и обсуждения был выбран рассказ Л. Пантелеева «Маринка». Это история о том, как война меняла жизнь людей, прежде всего детей, как
влияла на их внешний облик и внутреннее состояние. Речь в рассказе идет о шестилетней девочке Маринке из блокадного Ленинграда, которая жила с писателем в одном доме и на одной лестнице.
Читая строки произведения, ребята представляли блокадный, но непобеждённый город, заколоченные фанерой окна, холод в квартирах, маленькую, худенькую девочку. Школьники с волнением обсуждали, как война изменила жизнь Маринки, повлияла на её внешний облик и внутреннее состояние, но удивительная жажда жизни и желание дожить до Победы помогли этой девочке выстоять в тяжёлые времена.
Присутствующие ответили на вопросы по сюжету книги:
1. О Маринке из рассказа мы узнаём довольно много, а что известно о мужчине?
2. Почему он так заинтересовался этой девочкой?
3. А где же мама Маринки? Автор упоминает только бабушку.
4. Как блокадная жизнь меняла облик девочки и ее внутренне состояние? Подтвердите примерами свой ответ.
5. Что для автора в общении с девочкой было игрой, и что присягой? Знаете ли вы дату, когда исполнилось взятое писателем обязательство?
6. Часто можно услышать, что дети и война – совершенно несовместимые понятия. Что думаете вы по этому поводу?
Затем ребята ещё поразмышляли над темой военного детства и пришли к выводу, что дети никогда не должны знать ужасов войны. Дети и война – совершенно несовместимые понятия. Дети должны играть, веселиться, должен звучать смех, они не должны знать горя. Однако война нарушила эти представления, искалечила судьбы, лишила детей детства.
Особенно ребята отметили тот факт, что автор показывает ужасное лицо войны не через батальные сцены, а через страдания одного маленького человечка, ради жизни и счастья которого шла та страшная война.
Рассказ Л. Пантелеева «Маринка» очень впечатлил наших юных читателей- дети поняли, какой ценой нам досталась победа.
В заключение мероприятия все присутствующие почтили память ленинградцев, погибших во время блокады, минутой молчания.