Золотой ключик детства.
Повести-сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» —
Алексея Николаевича Толстого в этом году исполняется 85 лет.
История восхождения нашего Буратино началась 7 ноября 1935 года, когда в газете «Пионерская правда» вышла первая публикация сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
«Я работаю над «Пиноккио». Вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди. Но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему», — писал в своём дневнике Алексей Николаевич Толстой.
Буратино, в нашей стране знает каждый. Это весёлый, длинноносый, деревянный человечек, которого старый Карло вырезал из самого обыкновенного полена. А началось всё с того, что Алексей Толстой задумал адаптировать произведение итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы». Классическая европейская страшилка о Пиноккио по мнению автора оказалась чужой и слишком скучной для советских ребят и непонятно, стал бы этот деревянный человечек тем самым любимым отечественным персонажем, если бы Толстой не внёс в текст судьбоносные коррективы.
С оригиналом сказку А.Н. Толстого рознит не только насыщенность сюжета, но и некоторые детали самого текста. Начиная с того самого момента, что в Пиноккио нет ни Золотого ключика, ни черепахи Тортиллы, ни истории про куртку папы Карло и азбуку. Кроме того, в своей сказке Алексей Николаевич не упоминает о странном носе деревянного мальчика, который увеличивается всякий раз, когда тот говорит неправду. А что говорить про нашего Карабаса Барабаса? Очень самобытный персонаж, колоритный, запоминающийся, наводящий ужас на всех и каждого. А девочка с голубыми волосами Мальвина, которая все время воспитывает Буратино? Ну и, конечно же, моральный образ главного героя, который абсолютно несопоставим с его европейским прообразом. Наш деревянный мальчишка всегда оптимистичен и весел, и остаётся верен самому себе до самого конца сказки. А самое ужасное, что с ним произошло – это встреча с хитрющими Алисой и Базилио. В то время как несчастному Пиноккио приходится преодолевать все круги ада, прежде, чем ему удастся хоть как-то перевоспитаться.
В Советском Союзе Буратино стал реальным законодателем мод. Эта книга была самой популярной, вышла настольная игра «Золотой ключик», появился напиток «Буратино», конфеты «Золотой ключик», советские дети на новогодних праздниках с удовольствием надевали костюмы Мальвины, Буратино и Пьеро. С началом цифровой эры — компьютерная игра «Приключения Буратино» и даже тяжёлая огнемётная система «Буратино». Герои книги и их фразы устойчиво вошли в русский язык, фольклор и стали темой для анекдотов.
В России Орденом Буратино награждают взрослых, а детям присуждают Медаль Буратино.
Перу писателя принадлежат еще два «Золотых ключика»: пьеса для Центрального Детского Театра, написанная в 1936 году по просьбе Натальи Ильиничны Сац, и сценарий одноименного фильма постановки Александра Птушко (1939). С 1939 по 2014 год было снято 8 экранизаций сказки-повести: фильмы «Золотой ключик», «Приключения Буратино» и «Новейшие приключения Буратино», с Кристиной Орбакайте в главной роли, а также мультипликации «Приключения Буратино», «Возвращение Буратино», «Мини-Парк и большие опасности» и теле-мюзиклы «Золотой ключик», «Буратино».
Эту книгу читали наши мамы и папы, бабушки и дедушки, когда были маленькими, и её знают нынешние ребята. Сказка учит нас быть целеустремленными и активными в достижении поставленных целей, что добро всегда побеждает, а зло остается ни с чем. Но для того, чтобы добро победило, надо приложить усилия, действовать, а не сидеть, сложа руки, что хитрецы и льстецы – плохие друзья. Эта история — как шкатулка с секретом. Здесь столько весёлого и серьёзного, доброго и поучительного, что можно каждый раз находить для себя что-то новое. Прочитав её однажды, вы будете возвращаться к ней снова и снова.