День славянской письменности и культуры.
24 мая ежегодно в России отмечается День славянской письменности и культуры – праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной литературы и родной культуры.
Одной из ярких станиц славянской истории и культуры является жизнь и подвиг во имя веры протопопа Аввакума, которому в 2020 году исполняется 400 лет со дня рождения. Кем был знаменитый протопоп Аввакум — самая неоднозначная и удивительная фигура своего времени?
Протопоп Аввакум Школа или худ. центр: Поволжье Конец XVII — начало XVIII вв. Дерево, левкас, темпера. 14.5 × 12 см Государственный исторический музей, Москва, Россия
Будущий протопоп Аввакум родился 20 ноября 1620 года в селе Григорово, которое находится на территории современной Нижегородской области.
С раннего детства мама была для него образцом искренней веры. Позже она ушла в монастырь, приняв постриг под именем Марфа.
Будущего священника при рождении звали Аввакум Петров. Мать его воспитала в духовной чистоте и строгости.
Его отец был священником в небольшом приходе. Скончался, когда юноше исполнилось всего 15 лет. Уже в 22 года Аввакума Петрова рукоположили в диаконы. Через два года Аввакум получил церковный приход в селе Лопатинцы. Он был требователен к пастве и себе самому. Осуждал пороки прихожан, попрекая их даже за малые грехи.
За следование церковным законам и праведные дела ему был присвоен титул протопопа или протоиерея. О суровом батюшке, который никому не дает спуска, рассказывали многие в округе. Верующие шли к нему за благословением и советом.
Часто к нему приводили сумасшедших и душевнобольных, в которых, как считали в то время, вселялся нечистый дух. Аввакум нередко оставлял их в своем доме на лечение.
Его благословение мечтали получить богачи и нищие. Известна история, когда воевода Василий Шереметев, плывя на корабле по Волге, пожелал встретиться со священником. Его специально привезли на корабль. После исповеди воевода попросил Аввакума благословить своего юного сына.Матвея подвели к протопопу, но тот, оценив его внешний вид, отказался осенять юношу крестным знаменем. По его мнению, он имел «блудоносный» вид, так как брил бороду.
Возмущенный воевода приказал бросить Аввакума в реку. Тому чудом удалось выжить. Его спасли пришедшие на помощь рыбаки.
Протопоп всегда был противником любых развлечений. Если видел сельчан, которые без дела ходили по деревне, то приходил в настоящее неистовство. Как-то в их село приехали циркачи с музыкальными инструментами и дрессированными медведями. На веселящуюся публику Аввакум буквально бросился с кулаками. Разогнал даже медведей.
При этом протопоп всегда отличался принципиальным характером, не боясь заступаться за обездоленных и нищих. Однажды бедная вдова пожаловалась ему на вельможу, который посмел отнять у нее дочь. Священник заступился за женщину, за что был избит подручными богача до полусмерти.
Вскоре из Лопатиц Аввакума перевели в Юрьевце-Подольское. И здесь его крутой нрав был причиной постоянных конфликтов с прихожанами. Многие из них отказывались придерживаться наставлений священника, старых канонов, которые он проповедовал. Его неоднократно избивали, угрожая самому Аввакуму и его семье. В результате в 1651 году протопоп был вынужден бежать в Москву. В Москве Аввакум сошелся с будущим патриархом Никоном, который был духовником царя. Сам протопоп активно принимал участие в книгоиздательстве, пропагандируя православие. Во время отъезда подменял протоиерея в Казанском соборе.
Как это часто бывает, дружба скоро сменилась враждой. Никон и Аввакум стали непримиримыми противниками. В основе конфликта лежали взгляды протопопа Аввакума. Он всегда придерживался веры старого образца. Никон, сменивший на посту патриарха Иосифа, начал проводить в церкви глобальные реформы, которые привели к ее расколу.
Все началось с того, что Никон отдал предпочтение греческим богослужебным книгам, которые в столицу привез Арсений Грек. Аввакум настаивал на том, что службу можно вести только на древнерусском языке, придерживаясь наследия предков. Он даже обратился с челобитною к царю, раскритиковав действующего патриарха.
История протопопа Аввакума полна трагических страниц. У представителей светской власти он поддержки не нашел. В 1653 году был сослан в Андроников монастырь.
В очередной раз проявив характер, он отказался подчиниться. Тогда Никон приказал лишить его сана, расстричь, а затем сослать еще дальше — в Тобольск.
Даже оказавшись вдали от Москвы, он причинял много беспокойства церковным властям, продолжая и в Тобольске критику никонианства и агитацию за старообрядчество. Протопоп Аввакум в результате вновь оказался в остроге, когда ополчился на воеводу Пашкова. Затем его прикрепили к полку, который отправлялся через Амур и Байкал на восток. В 1663 году в отношении государя к Аввакуму произошли разительные перемены. Его пригласили приехать в столицу. Причиной стало то, что в немилости на этот раз оказался Никон. Царь предложил протопопу стать его духовником, но тот отказался, так как Алексей Михайлович не был старообрядцем.
При этом сам Аввакум нисколько не изменился, продолжая говорить окружающим все, что о них думает. В результате совсем скоро он из-за этого нажил себе новых врагов. Основной посыл протопопа был направлен на противодействие проводимым церковным реформам. Аввакум выступал за 8-конечный крест, крестился двумя пальцами, а не тремя, как стали делать многие после реформ Никона. В результате милость монарха оказалась недолгой: через год она сменилась гневом. Бунтаря, который категорически не желал подчиняться действующим порядкам, сослали в Архангельскую область.
Путешествие Аввакума по Сибири.
С. Д. Милорадович, 1898 год.
Государственный музей истории религии.
В следующий раз в Москве он появился в 1666 году, во время суда над бывшим патриархом Никоном. От него ждали, что он наконец станет покорным, перенеся столько страданий, но этого не произошло. Убедившись в этом, церковный суд отлучил его от церкви. В ответ Аввакум наложил анафему на высшее руководство русского православия.
Следующий этап в биографии протопопа Аввакума, который нужно отметить, — это целый год, проведенный им в монастыре под Калугой, фактически в заключении. Но и тут он не сломился.
Его отправили в Заполярье. 14 лет он прожил в срубе, наполовину утопленном в земле. Но и тогда не бросил проповедовать. Последователи протопопа Аввакума постоянно приезжали к нему, через верных людей он рассылал воззвания, которые расходились по всей стране. Эти воззвания были объединены в книгу, которую позже назвали первой художественной автобиографией. Так появилось «Житие протопопа Аввакума». Датой написания этого произведения считается 1672 год. «Житие протопопа Аввакума» — это яркая автобиография проповедника, в которой он дает подробное описание своей жизни. Благодаря этой книге можно составить полноценное впечатление о взглядах священника. Также им были написаны: «Книга бесед», челобитные, послания. В своих наставлениях он писал: «Если хочешь быть помилован Господом, сам также милуй; хочешь, чтобы тебя почитали, — почитай других; хочешь есть — корми других; хочешь взять — другому давай: это и есть равенство, а рассудив, как следует, себе желай худшего, а ближнему — лучшего, себе желай меньше, а ближнему — больше».
В своей жизни старообрядец был связан с двумя женщинами. Феодосия Морозова (известная больше как боярыня Морозова) стала его духовной ученицей. Все ее знают благодаря известной картине Сурикова.
Настасья Марковна была его супругой, родив 9 детей. Как и муж, она исповедовала старообрядчество. Обвенчались они в юности, когда девушке было 14, а Аввакуму — 17 лет. Были родом из одного села, из небогатых и неполных семей.
Супруги жили в соответствии с «Домостроем». Жена повсюду безропотно следовала за главой семьи, перенося все скитания. Известно, что трагедией закончилась ссылка в Сибирь. Не перенеся тягот, в дороге умерли двое их малолетних детей.
Сам проповедник считал супругу идеальной православной женщиной. Известно, что Настасья Марковна стала образцом для подражания для многих жен декабристов.
После смерти Алексея Михайловича на престол взошел его сын Федор. Аввакум рассчитывал, что сможет перетянуть на свою сторону молодого и благочестивого царя. Поэтому написал письмо правителю. В нем рассказал, что видел сон, в котором Алексей Михайлович горит в аду за то, что принял никонианское учение.
Проповедник не рассчитал, что новый царь воспримет послание в штыки. Он его расценил как хулу на царя. Аввакума обвинили в церковном расколе.
Зная о предстоящей казни, протопоп раздал все свое небогатое имущество и книги. Отправляясь на эшафот, надел белую рубаху. Интересно, что он считал огонь очищающим от всякой скверны. Поэтому сам не раз призывал грешников к самосожжению.
Сожжение протопопа Аввакума.Г.Г. Мясоедов, 1897 год.
В 1682 году в городе Пустозерске на реке Печере состоялось сожжение протопопа Аввакума. Его казнили 24 апреля на глазах толпы. Вместе со сподвижниками Лазарем, Епифанием и Федором привязали к углам сруба, а затем забросали сухими ветками и берестой. В конце все подожгли. Последнее, что люди увидели сквозь пламя — его поднятая к небу рука. Он благословлял народ двумя перстами…
Памятник протопопу Аввакуму на его родине в с. Григорово Нижегородской области.
Священника казнили в пятницу Страстной седмицы. Его дела и поступки до сих пор вдохновляют многих последователей.
В старообрядчестве протопоп Аввакум возведен в ранг святого и почитается как священномученик и исповедник.
Можно по-разному относится к участию протопопа Аввакума в расколе, но сложно не признать, что он был яркой и важной исторической фигурой своего времени, стойким и удивительным человеком, который не пожелал склониться перед теми, кого считал врагами истиной веры. Для старообрядцев протопоп Аввакум остается образцом веры во Христа.