И.Д.Шумахер-первый профессиональный библиотекарь России. (к 330-летию со дня рождения)
С древности профессия библиотекаря считалась исключительно мужской. Хранителями легендарной Александрийской библиотеки были только мужчины, и не простые – выдающиеся умы своего времени. Правда, столь высокий статус библиотекаря объяснялся статусом книги – она была дорога, престижна, до появления печатного станка немногочисленна. И все, кто связан был с нею, считались своего рода жрецами некой религии. Недаром хранителями книжных собраний во многих странах были именно священнослужители. Россия тут совсем не исключение.
До 1917 года в России служба в качестве сотрудника государственной библиотеки для женщин была закрыта. Для служащего главной библиотеки России, Императорской публичной, нужно было иметь не просто высшее образование – знание русского, французского, немецкого, латинского, греческого языков было строго обязательным. Даже младший персонал обязан был владеть тремя любыми иностранными языками, а почтенным библиотекарем сделаться было иной раз труднее, чем академиком.Иоганн Даниил Шумахер смог.
Родился он в 1690 году в Кольмаре, небольшом эльзасском городке. Тогда Эльзас принадлежал Франции, но Шумахер вырос немцем до мозга костей. Окончил он философский факультет Страсбургского университета, занимался также богословием, но известная пословица «где родился, там сгодился» оказалась это не про него. Уже в двадцатичетырёхлетнем возрасте Шумахер был приглашён в Россию – сначала в качестве секретаря Медицинской канцелярии. Что поделать: исстари на Руси немец, даже не имевший особенно глубоких познаний в медицине, считался лучшим врачевателем. А романтика на берегах Невы, увы, закончилась – царь-государь Пётр Алексеевич был ей глубоко чужд.Но книги собирал на протяжении всей жизни, и к концу её царская библиотека имела такие размеры, что, как говорят современные исследователи, послужила одним из «ядер кристаллизации» будущей Академии наук. Книги, привозившиеся из европейских стран – многие экземпляры уже тогда числились по разряду уникумов – надлежало описывать и правильно хранить. Для этого и был привлечён Шумахер.
Шумахер считается первым профессиональным отечественным библиотекарем по должности. Ему первому было поручено на основе коллекции книг, собранных в Летнем дворце в Санкт-Петербурге, создать библиотеку. Книги привозились из Германии, Польши, Финляндии, из завоеванных в ходе Северной войны провинций. Десять лет собиралась библиотека. В 1721 г. Петр I отправил Шумахера за границу, поручив ему ознакомиться с устройством библиотек в разных странах и купить нужные для России книги. Через год, вернувшись в Россию, он написал отчет о своем путешествии, который считается одним из самых ранних отечественныхсветских документов по библиотечному делу. В 1724 г. была открыта Академия наук, а Шумахер стал называться «главным командиром под президентом», то есть по сути дела он стал вторым лицом после Президента академии, так как в его отсутствие он исполнял его обязанности. Фактически Шумахер создавал для России библиотеку нового типа: она была публичной, имела достаточно полный и разнообразный фонд научных книг, систематическую расстановку, подробный каталог (который был вскоре издан в виде четырехтомника). Из-за границы Шумахер привез десятки каталогов различных библиотек (Римского кесаря, Берлинской, Оксфордской, Кембриджской и другие). Современники-европейцы высоко оценивали и содержание библиотеки, и порядки в ней. Хороший организатор, Шумахер придавал большое значение интерьеру библиотеки, удобству работы. При организации Библиотеки он перенял всё лучшее из зарубежного опыта и создал библиотеку нового для России типа. Это была публичная библиотека, обслуживавшая всех желающих.
Шумахер ввёл в библиотечную практику и заочный абонемент. В течение нескольких лет он посылал В. Н. Татищеву в его подмосковное имение и в отдалённые концы России все требуемые книги и этим способствовал научным изысканиям великого энциклопедиста. Более того, Шумахер принял на себя обязанности по комплектованию фонда личной библиотеки Татищева, закупая для неё книги и газеты, в том числе и за рубежом
Большое внимание Шумахер уделял сохранности библиотечного фонда, требуя соблюдения правил пользования им от всех, невзирая на лица, в том числе – от высочайших особ, а также самого президента Академии. Педантичность, пунктуальность, требовательность, непривычные для русского менталитета.
В это же время Петр I решил, что Шумахер будет ему полезен кроме работы в Библиотеке также при работе в Кунсткамере, и также заниматься при Академии секретарскими делами. В течение одиннадцати лет Шумахер был единственным хранителем фондов петровской общедоступной библиотеки и кабинета редкостей, которые в 1725 г. после открытия в Петербурге Академии наук стали одними из первых ее учреждений. Шумахер вошел в штат Академии первоначально в должности библиотекаря, а затем секретаря Академической канцелярии.
Одним из самых серьезных дел, совершенных в Библиотеке и Кунсткамере вначале 40-х гг. XVIII в., явилось составление и издание систематических каталогов обоих учреждений на латинском языке. Печатные каталоги Библиотеки и Кунсткамеры выходили в свет отдельными выпусками примерно в одинаковое время – с 1741 по 1744 г. Всего было выпущено 32 тетради, включившие более 15 тыс. томов. Печатный каталог Библиотеки получил название «Камерного каталога» из-за расположения материала соответственно книжной расстановке – по помещениям или камерам, и послужил основой для ревизии Библиотеки и Кунсткамеры, проведенной в 40-х годах XVIII века.
В 2020 году первому российскому библиотекарю Шумахеру И.Д. исполнилось бы 330 лет. Его вклад в библиотечное дело трудно переоценить.
Советский архивист, библиограф, доктор исторических наук и заслуженный работник культуры РСФСР Луппов С.П. писал: «Учреждение возглавляемой Шумахером Библиотеки Академии наук выходило далеко за рамки развития библиотечного дела. Это была важная веха в развитии русской культуры. Создание крупнейшего книгохранилища новейшей научной литературы по всем отраслям знания позволило молодой русской Академии наук успешно развернуть работу с первых дней своего существования. Поставленная Петром I перед Библиотекой-Кунсткамерой задача распространения в стране знаний, сделала новое учреждение одним из крупнейших культурно — просветительных центров в России, которое вместе с Академией наук содействовало развитию науки и культуры.» Сам Шумахер признавался: «Я чувствую в себе внутреннее удовольствие, что я моими трудами государству и народу показал полезныя и приятныя услуги. Примеры тому: Академия наук, библиотека, кунсткамера, типография, словолитня, грыдоровальная палата и прочие департаменты…».
Первый профессиональный библиотекарь в России был больше чем просто библиотекарь. Он был одновременно организатором нарождавшейся науки, заметным деятелем книжной культуры и культуры вообще.В чём-то Шумахер тогда уподобился царю-реформатору: Пётр создал в России, например, армию нового типа, а Шумахер – принципиально иную библиотеку, совсем не похожую на тёмные, пыльные и мало кем посещаемые монастырские книжные собрания.