Велимир Хлебников- самый неразгаданный поэт XX века.

   Велимир Хлебников – поэт, прозаик, основоположник русского футуризма и крупнейший деятель отечественного авангардизма. По мнению Романа Якобсона, был величайшим мировым поэтом XX века.


   Поэзию Велимира Хлебникова отличает своеобразие и самобытность, в ней присутствуют неологизмы, которые придумал сам автор. Его творчество – это переплетение философских и мифологических мотивов. Хлебников — самый неординарный и загадочный поэт Серебряного века, его произведения до сих пор остаются предметом споров. Но непреложной истиной остаётся только его исключительный талант и любовь к Родине. Он сумел перевернуть само понятие поэтического слога, основал футуризм и русский авангардизм в отечественной поэзии.
   Родина величайшего из поэтов Серебряного века – калмыцкое село Малые Дербенты. Именно там 9 ноября 1885 года родился Виктор Хлебников (настоящее имя литератора), и стал третьим ребенком Владимира и Екатерины Хлебниковых. Отец Владимир Хлебников принадлежал к старинному купеческому роду, был орнитологом и лесоводом, основал первый в Советском Союзе Астраханский заповедник. Благодаря ему Виктор полюбил природу и увлекался естественными науками.
   Мама – Екатерина Хлебникова (в девичестве Вербицкая), родилась в богатой петербургской семье, предками которой были запорожские казаки. Получила образование историка, училась в Смольном институте, поэтому всех пятерых детей – Бориса, Екатерину, Виктора, Александра и Веру учила сама, прививала им любовь к истории, литературе и искусству. Виктор серьёзно занимался языками, в четырехлетнем возрасте он уже прилично читал на русском и французском языках. Мальчик очень хорошо рисовал, а его младшая сестра Вера прославилась как художник-авангардист.
   В 1903 году Виктор поступил в Казанский университет, остановив свой выбор на физико- математическом факультете.
Математическое отделение мало интересовало юношу, поэтому на следующее лето он добился перевода на естественное отделение.
Способности Виктора очень импонировали профессорам, они хвалили его за острый ум и наблюдательность и были уверены, что из него получится в будущем отличный натуралист. Хлебников вообще оказался разносторонней личностью. Кроме изучения математики и физики, он увлекался биологией, химией, философией. Ещё ему легко давались языки, он занимался изучением японского языка и санскрита (древний литературный язык Индии со сложной синтетической грамматикой)
   Своё первое произведение Хлебников написал в прозе. Это была пьеса под названием «Елена Гордячкина», напечатанная санкт-петербургским издательством «Знание», положившая начало его творческой биографии. Максиму Горькому эта публикация не понравилась, он раскритиковал начинающего литератора.
   Начиная с 1904-го года Виктор путешествовал в составе орнитологических экспедиций на севере Урала и в Дагестане.
В 1908 году Хлебников вернулся в Петербург и сошёлся с университетским братством.
   Он начал бывать на поэтических «средах», организованных Вячеславом Ивановым, где произошло его знакомство с акмеистами. Именно тогда он взял себе псевдоним и подписывался как Велимир.
   Хлебников жил в те времена, когда рушилась старая государственная система, происходили войны и исторические сражения. Поэт не мог смириться с поражением России в японской войне, его очень беспокоили события Первой русской революции. Во времена, когда его соотечественники погибали тысячами, Хлебников принялся искать числовые законы времени, оказывающие влияние на человеческие судьбы.
   Творческая биография Велимира продолжилась поэзией под названием «Искушение грешника», опубликованной в 1908 году. Среди его знакомых появляется Давид Бурлюк и поэты, входившие в группу «Гилея». Через некоторое время в этой группе оказался и поэт Владимир Маяковский. Члены сообщества видели в Хлебникове главного теоретика футуризма, считали, что это именно он основал ответвление под названием «будетлянство». Название происходит от понятия «будет».
   В 1910 году вышел сборник под названием «Садок судей», в котором было несколько произведений Хлебникова.
Следующая книга вышла в свет в 1912-м и называлась «Пощечина общественному вкусу». В этом футуристическом сборнике нашлось место и двум стихам Велимира – «Кузнечик» и «Бобэоби пелись губы». Последняя страница этой книги отводилась под таблицу законов времени, изобретённую Хлебниковым. В ней автор смог с помощью математических расчетов предсказать революцию 1917 года и падение государственного строя.
   Велимир и его друг Алексей Кручёных создали свой, особый язык, получивший название заумь, заумный. На этом новом языке молодые люди написали поэму под названием «Игра в аду».

 

   Во время революции 1917 года поэт находился в Петрограде, поэтому наблюдал происходящее собственными глазами. Свои впечатления он описывал в поэмах и стихах. В те годы он посетил Астрахань, Украину, стал свидетелем разгрома армии Деникина, потом отправился на Кавказ и Северный Иран, прошёл степи Каспия.
   В 1920-м стал автором поэмы «Ладомир», где представил человечество в тесном единении с природой и противодействие всяческим войнам и разрушениям. Эти темы преобладали в творчестве поэта до самой смерти.

 

   Творчество Хлебникова отличалось от произведений его современников тем, что он использовал одновременно несколько разных размеров, даже если это был небольшой стих. Он называл этот приём «пляской размеров», отдавая особое предпочтение верлибру.

 

Используя такие редкие приемы, как палиндром, который он сам прозвал «перевертень» и изобретённый язык зауми, Хлебников обрастал не только поклонниками, но и яростными противниками своего творчества.

 

 

 

 

   Велимир Хлебников никогда не был женат, он так и не устроил свою личную жизнь, несмотря на многочисленные влюбленности. Велимир безответно любил Анну Ахматову, а она видела в нём лишь «безумного, но изумительного» поэта. Свою смерть поэт предвидел. Однажды он сказал, что люди его задачи зачастую оканчивают жизненный путь в 37 лет. Всё так и произошло. Сердце поэта остановилось 28 июня 1922 года.
   Местом упокоения Велимира Хлебникова стало кладбище в селе Ручьи, и только в 1960-м было принято решение о его перезахоронении на Новодевичьем кладбище. Перед самой смертью Хлебников написал стих «Ещё раз, ещё раз», которое звучало, как предупреждение всем его недоброжелателям. Он говорил, что недруги тоже разобьются о камни, которые будут смеяться над ними, как в своё время они (критики), смеялись над ним.

Когда умирают кони — дышат,
Когда умирают травы — сохнут,
Когда умирают солнца — они гаснут,
Когда умирают люди — поют песни.

   28 июня 1986 года, в день памяти поэта, был открыт первый музей Велимира Хлебникова в деревне Ручьи Новгородской области. С 1986 года в деревне Ручьи проходят Хлебниковские чтения.
   19 октября 1993 года в Астрахани, в бывшей квартире родителей поэта, был открыт Дом-музей Велимира Хлебникова.
   В 2010 году была основана Всероссийская литературная премия «Послушайте!» имени Велимира Хлебникова, которая присуждается ежегодно в день рождения поэта 9 ноября.
В Калмыкии близ села Тундутово установлен памятник Велимиру Хлебникову работы скульптора Степана Ботиева.
   На месте захоронения поэта в селе Ручьи Новгородского района был сооружен памятник Хлебникову работы известного московского скульптора Вячеслава Клыкова.