«Перо, бумага и…теннисный корт» (спорт в жизни знаменитых писателей)
Кажется, что не может быть столь непохожих между собой занятий, чем спорт и литература. Однако многие известные литераторы были убежденными сторонниками спортивных упражнений и находили время вместе со своими литературными занятиями для физических нагрузок: они занимались футболом и боксом, плаванием и стрельбой, играли в шахматы и пробегали марафонские дистанции.
А. С. Пушкин
Светоч русской поэзии питал слабость к занятиям боксом. Если с детства поэт в Царскосельском лицее с удовольствием брал уроки фехтования, плавания и верховой езды, то в зрелом возрасте он увлёкся боксом, став одним из первых поклонников его в России. Есть предположение, что немало способствовало желанию боксировать, любовь к этому виду спорта кумира поэта лорда Байрона. Отсутствие тренеров не пугало Александра Сергеевича, он изучал технику бокса по книгам, которые читал на французском языке.
М. Ю.Лермонтов
Русский поэт Михаил Лермонтов любил проводить кулачные турниры среди крестьянских детей в своем имении, в селе Тарханы. В стихотворении «Песня купца Калашникова» Лермонтов подробно описал один такой турнир, который состоялся на замерзшей Москве-реке в 16 веке. Лермонтов тоже любил кататься на коньках: он научился рисовать «монограммы на льду своими коньками». Также Лермонтов был отличным фехтовальщиком и стрелком.
Л. Н. Толстой
Русский классик всегда бережно относился к своему здоровью, поэтому занятия физкультурой и спортом входили в его ежедневное расписание. Он прекрасно держался в седле и играл в городки, в обязательном порядке делал зарядку, любил решать шахматные задачи, много ходил пешком и даже оборудовал в Ясной Поляне теннисный корт, хотя популярным этот вид спорта в России тогда ещё не был. Кроме того, Лев Николаевич с удовольствием занимался с гирей, а в 67 лет освоил велосипед, который и стал самым большим увлечением писателя.
А.П. Чехов
Доктор по образованию, Чехов неоднократно отмечал важность самосовершенствования, заявляя, что «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… ». Летом 1886 года он написал архитектору Федору Шехтелю, упрекая его за то, что тот «легкомысленно относится к своему здоровью» и призывал его покинуть «душную Москву» и посетить Бабкино, где «купание превосходно». Чехов был также одним из основателей московского общества гимнастики.
А.И. Куприн
Сам Лев Толстой хорошо отзывался о физических данных Александра Куприна, называя его приятным мускулистым силачом. Впрочем, Куприн и сам не скрывал того факта, что любит спорт, занимаясь обычно подолгу и интенсивно. Александр Иванович занимался тяжёлой атлетикой и даже был инициатором создания атлетического сообщества в Киеве. Он был знаком с Поддубным и Заикиным, и учил последнего грамоте. Помимо этого, писатель занимался стрельбой, конным спортом и плаванием, ходил на уроки в бассейн. В сферу интересов Куприна входила ещё и стрельба, которую он считал даже не спортом, а настоящим искусством.
И. С. Тургенев
Иван Сергеевич был всерьёз увлечён шахматами. Его не интересовали никакие другие игры и виды спорта. Тургенев по книгам разбирал партии, а в периоды творческих застоев всем видам досуга предпочитал именно эту игру и мечтал сразиться с профессиональными шахматистами. Кроме того, писатель занимался изучением теории шахмат и активно приобщал друзей к этой игре, помогая изучить все её тонкости.
В. В. Набоков
Его не зря называют самым спортивным из русских классиков. В жизни Владимира Набокова находилось место боксу и американскому футболу. Будущий писатель с удовольствием стоял на воротах и был столь успешен, что стал голкипером команды Тринити Колледжа. Самым большим увлечением Владимира Набокова стали шахматы и теннис. При этом многие известные гроссмейстеры считали писателя достойным соперником, но профессионально заниматься Набоков не собирался. А вот в качестве тренера по теннису Набокову пришлось поработать в то время, когда он жил в Германии.
Э. Хемингуэй
Среди многочисленных увлечений американского писателя были стрельба и охота на львов, рыбалка и хай-алай. Однако настоящей страстью Хемингуэя всегда был бокс, которым будущий писатель занимался с 14-летнего возраста. С тех пор он всегда тренировался, причём отдавал предпочтение хорошим боксёрам, у которых брал уроки. Даже в собственном доме у него был установлен ринг, где писатель не только сам боксировал, но ещё и выступал в качестве рефери. Эрнест Хемингуэй шутил: стать чемпионом в этом виде спорта ему помешало отсутствие интереса к избиению и постоянным выигрышам. При этом Джек Демпси, боксёр-профессионал, отказался от поединка с начинающим тогда литератором. Правда, не потому, что боялся быть побеждённым, а лишь не желая причинять вред талантливому писателю.
А. Камю
Французский прозаик и эссеист увлекся футболом ещё в детстве. Его не пугало даже наказание, ждавшее после игры. Несмотря на испорченную одежду и обувь, и следовавшие за этим бабушкины удары плёткой, он снова и снова брал в руки мяч. Во время обучения в лицее он играл за сборную своего учебного заведения, мечтал профессионально заняться футболом, но помешал исполнению этого желания тяжёлый туберкулёз, после которого врачи запретили Камю большие физические нагрузки. С тех пор он мог быть только болельщиком.
А. К. Дойл
Автор известных детективов о Шерлоке Холмсе, как и его известный персонаж, любил бокс, а помимо этого играл в регби, любил автогонки и горные лыжи. А ещё увлечённо занимался крикетом, приняв участие в 10 матчах, где играл за команду Мэрилебонского крикетного клуба, самого известного в мире. Не обошло писателя увлечение и футболом, при этом был даже капитаном любительской сборной команды Портсмута.
Х. Мураками
Известный японский писатель и переводчик на протяжении многих лет занимается марафонским бегом и увлекается триатлоном. Он шесть раз принимал участие в Бостонском марафоне, трижды преодолевал дистанцию Нью-Йоркского марафона и в 1996 году пробежал стокилометровый марафон вокруг японского озера Сарома. Есть в библиографии Мураками книга «О чем я говорю, когда я говорю о беге», в которой писатель собрал свои мыли о занятии этим видом спорта и поделился впечатлениями об участии в марафонах, сравнив занятия бегом с литературным трудом.