Художник особого дара (к 115-летию Никольского Г.Е.)

6 июля родился Георгий Евлампиевич Никольский (1906-1973), русский художник, иллюстратор детских книг. Один из самых ярких представителей анималистического жанра, работавших в отечественной книжной графике, заслуженный художник РСФСР.


Родился в Пскове. Его отец занимал должность ректора реального училища.
В 1924 году Никольские переезжают в Москву. Довольно скоро 18-летний Георгий становится постоянным посетителем зоопарка, рисует зверей с натуры, а в 1925 году вступает в КЮБЗ – кружок юных биологов Московского зоопарка, которым руководит замечательный ученый-натуралист Пётр Мантейфель. Тогда же Георгий Никольский делает первую попытку приобщиться к профессиональному искусству и поступает во ВХУТЕМАС, но, проучившись недолго, переходит в университет, предполагая стать зоологом.

На биолого-почвенном факультете учился у А.Н.Северцева, М.А.Мензбира, Б.М.Житкова.
И все же по совету своего наставника и старшего коллеги В.А.Ватагина после окончания университета Никольский оставляет научное поприще – чтобы сделать свои первые шаги в книжной графике. В профессию он пришел с некоторым опозданием, его дебютная самостоятельная книга вышла лишь в 1935 году – «Страна зверей» Виталия Бианки, в том же году иллюстрации Никольского появляются в журнале «Мурзилка».

Осенью 1941 года Никольский был мобилизован в армию, но из-за болезни сердца остался в запасном полку нестроевым солдатом. В середине войны он добился перевода из этого полка в действующую армию на Карельский фронт, где служил в войсках у генерала Баграмяна. Случайная встреча с художником Николаем Жуковым, работавшим в то время в военной студии им. Грекова, привела Никольского в эту студию, и он встретил окончание войны военным художником.
Несколько лет службы в грековской студии, похоже, не прошли даром – последовавшее в середине 1940-х возвращение Никольского к иллюстрированию книг становится ярким восхождением новой звезды отечественной книжной графики. С 1944 по 1949 год Никольский создает иллюстрации для 35 изданий! Среди авторов: И.Крылов, Л.Толстой, К.Ушинский, Д.Мамин-Сибиряк, Э.Сетон-Томпсон, М.Пришвин, В.Бианки, В.Арсеньев, П.Мантейфель, Г.Скребицкий, В.Чаплина, Е.Спангенберг, Н.Плавильщиков…

«Линия Никольского» — уверенная, гибкая, грациозная, о которой искусствоведы и художники пишут с неизменным восторгом и восхищением. Николай Устинов называл Георгия Евлампиевича «художником особого дара»: «…Он был не только изобразителем животных — это был также знаток природы вообще, во всех её проявлениях. Он был превосходным пейзажистом, проникновенным и тонким. Он замечательно изображал солнце, которое в хвойном лесу заплатами ложится на кусты малины, пустые поля и вереницы журавлей над тёмной осенней водой. Или вот: вдруг пробился луч вечернего солнца, полыхнул на фоне чёрной тучи осенний золотой лес, возник тёмный силуэт лося. Тоже осень, но настроение, состояние другое совсем. Весна, лето, зима. Степи, болота, перелески. Всё это у Георгия Евлампиевича было заселено множеством бегающей, ползающей, летающей живности…»     Никольский любит и балует публику. Властвуя над ней и увлекая за собой в мир диких зверей и птиц, он демонстрирует широту и богатство этого мира – но не тонкими оттенками настроений, а обобщенной и смелой линией. Он рисует и сталкивает на листе яркие характеры зверей, показывает их в проявлении бурных эмоций. Никольский обладал изрядным чувством юмора, и с удовольствием давал ему волю в иллюстрациях эксцентричных сцен, которыми изобилуют, например, рассказы Чаплиной .

 

«Сейчас такое время, когда люди стали понимать, что животных, и растения, и леса — всю природу надо беречь. Поэтому, наверное, книги о диких животных все так любят читать. А если картинки в такой книжке очень хорошие, то, правда же, человек, который с детства полюбил их, едва ли захочет когда-нибудь убить прекрасного зверя или птицу.
Художник Никольский воспитывает у нас хорошие чувства к природе: закрыв его книгу, хочется ещё и ещё раз увидеть этих животных, не убить, не подстрелить их, а глазами понять, как прекрасен этот мир.»