Самый «недетский» сказочник ( К 125-летию Е. Л. Шварца)

 


Евгений Львович Шварц — выдающийся русский советский писатель, драматург, сценарист, журналист. Участник «Ледяного похода» генерала Лавра Корнилова. Автор множества детских книг, а также культовых пьес «Голый король», «Снежная королева», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо».

Евгений Львович Шварц родился 21 октября 1896 года в Казани в семье врача. Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: отец не раз обвинялся в революционной деятельности, неоднократно подвергался арестам и ссылкам, ему запрещалось проживание в губернских городах. В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет Московского университета, но через 2 года, отказался от профессии, посвятив жизнь театральному искусству и литературе.

В 1921 году приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 г. начал публиковать свои фельетоны. С 1924 работал в Госиздате под руководством Самуила Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ. Спустя год стал постоянным сотрудником детских журналов «Ёж» и «Чиж», писал книги для детей. Шварц уже сочинял повести, рассказы, стихи, пьесы для детей и для взрослых, сатирические обозрения, либретто для балетов, репризы для цирка, кукольные пьесы для театра Сергея Образцова, киносценарии. Во время Великой Отечественной войны Шварц продолжал работать в блокадном Ленинграде, позже был эвакуирован в Киров и в Душанбе, куда переехал Ленинградский театр Комедии. По возвращении жил в Ленинграде. Опубликованы его дневники, где описаны встречи с Шостаковичем, Ахматовой и другими выдающимися деятелями культуры.
В своих произведениях Шварц использовал сюжеты народных сказок и сказок Г.Х. Андерсена для создания собственного художественного мира и живых оригинальных характеров. В этой манере он написал пьесы «Голый король» (1934, опубликована 1960), «Красная шапочка» (1937), «Снежная королева» (1938), «Тень» (1940).

В послевоенные годы в драматургии Шварца усилилось внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека. В этой манере написаны пьесы «Обыкновенное чудо» (1956), «Повесть о молодых супругах» (1958).
Всего Шварц написал около 25 пьес.
Евгений Львович всю жизнь был окружен друзьями и приятелями, которых притягивал к себе подобно магниту. Многие вспоминали о том, с какой добротой Шварц относился к людям. В 1920-х годах подбирал беспризорников и с помощью Маршака устраивал в детские дома. Когда был репрессирован Заболоцкий, Шварц, сам постоянно нуждавшийся в деньгах, поддерживал материально жену поэта и двоих его детей. С 1946 года помогал попавшему в опалу Михаилу Зощенко, от которого тогда отвернулись многие. В 1950 году, в разгар «борьбы с формализмом и космополитизмом», из Ленинградского университета выгнали литературоведа, профессора Бориса Эйхенбаума, и Шварц вместе с писателем Михаилом Козаковым и актером Игорем Горбачевым приносили безработному ученому сумки с продуктами. Он старался помочь всем, кто в этом нуждался.
Талантливые люди живут на свете недолго. Они или «сгорают» от обилия идей, которые хотят выполнить, или судьба не дает им времени, и потому они торопятся жить. Евгений Шварц не просто жил, а «впитывал» в себя каждую минуту. Чем старше он становился, тем быстрее работал, тем требовательней становился к своим произведениям, но тем меньше писал. После пятидесяти Евгений Львович стал еще более придирчив к своим произведениям, и если бы была возможность, то он заново переписал бы «Золушку» и «Обыкновенное чудо». И при этом даже самую легкую критику своих пьес Шварц воспринимал чрезмерно болезненно, доходило порой до заболеваний. В декабре 1954 года на Съезде советских писателей Борис Полевой обвинил Шварца в «отрыве формы от содержания». Народный артист СССР Михаил Жаров подлил масла в огонь, пройдясь вдоль и поперек по «Обыкновенному чуду» и не увидев в нем упоминания о «выдающейся роли советского народа в строительстве счастья на земле». И лишь Ольга Берггольц назвала Шварца на этом съезде самобытным, своеобразным и гуманным талантом. А в 1956 году был издан первый сборник его пьес; по ним снова начали ставить спектакли – и в СССР, и за рубежом. Даже наградили орденом Трудового Красного Знамени. Невозможно оказалось пройти мимо такого действительно народного автора.
Здоровье сказочника было, увы, не таким уж сказочным. Шварц перенёс несколько инфарктов. В августе 1957 года, за полгода до смерти, писатель подвел итоги своей жизни следующим, совсем неутешительным и несправедливым образом:
«Настоящей ответственной книги в прозе так и не сделал. Я мало требовал от людей, но как все подобные люди, мало и давал. Я никого не предал, не оклеветал, даже в самые трудные годы, выгораживал, как мог, попавших в беду. Но это был значок второй степени. Это не подвиг. И перебирая свою жизнь, ни на чем не могу успокоиться и порадоваться. Дал ли я кому-нибудь счастья?… ». 

(Е.Шварц. Дневники.)

«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них», — написал он в «Обыкновенном чуде». Смерть все же не отступила, прорвавшись к нему двумя тяжелыми инфарктами один за другим.

Умер Евгений Шварц в Ленинграде 15 января 1958 года. Над могилой Шварца на Невской дорожке Богословского кладбища возвышается белый мраморный крест.

Земная жизнь сказочника окончилась. Но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и читают, дети и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом по-настоящему человечны.