Дон Жуан французской комедии

 

15 января 2022 года – 400 лет со дня рождения Жана Батиста Мольера

Мольер (настоящее имя — Жан Батист Поклен) — выдающийся французский комедиограф, театральный деятель, актер, реформатор сценического искусства, создатель классической комедии — родился в Париже. Известно, что крестили его 15 января 1622 г. Отец его был королевским обойщиком и камердинером, семья жила весьма обеспеченно. С 1636 г. Жан Батист получал образование в престижном учебном заведении — иезуитском Клермонском колледже, в 1639 г. по его окончании стал лиценциатом прав.
Карьера юриста его привлекала не больше, чем работа обивщиком мебели, им он предпочел ремесло актера. Когда ему исполнился 21 год, он взял себе псевдоним Мольер и совместно с семьей Бежар основал театр L’Illustre.
Псевдоним он взял, чтобы избавить свою семью от проблем, поскольку театральная жизнь не считалась респектабельной.
Новая парижская труппа не смогла конкурировать с популярными творческими группами актеров, поэтому Мольер вместе с друзьями примкнул к бродячим комедиантам. Он скитался по французской провинции 13 лет и за это время получил огромный творческий опыт. В 1645 году труппу комедиантов возглавил Дюфрен, а через пять лет — Мольер. К пьесам данного периода относится «Ревность Барбулье» и «Летающий лекарь». Когда Мольер сочинил комедии в стихах «Шалый, или Все невпопад» и «Любовная досада», популярность труппы возросла. В 1658 году актеров пригласили в Париж. В этом же году труппа дебютировала в Луврском дворце. При этом присутствовал король Людовик XIV. Ему понравилась комедия «Влюбленный доктор». Король предложил актерам играть в придворном театре Пти-Бурбон и в 1661 году труппа перешла в Пале-Рояль.
Обосновавшись в Париже, Мольер с удвоенной силой приступил к работе. Его увлеченность драматургией временами походила на одержимость, но это принесло свои плоды. В течение 15 лет он написал свои лучшие пьесы: «Смешные жеманницы», «Тартюф, или обманщик», «Мизантроп», «Дон Жуан, или Каменный гость». Драматургию Мольера отличает жанровое многообразие. Он создавал замечательные образцы и высокой комедии, и фарса, и комедий-балетов.

У публики пьесы Мольера пользовались ошеломительным успехом за редкими исключениями — когда произведения становились объектом суровой критики отдельных социальных групп, которые относились к автору враждебно. Связано это было с тем, что Мольер, ранее почти не прибегавший к социальной сатире, в зрелых сочинениях создавал образы представителей высших слоев общества, обрушиваясь на их пороки со всей мощью своего таланта.
По мере того как росла его известность, он становился все ближе к двору и все чаще ставил пьесы, специально приуроченные к придворным праздникам, превращая их в грандиозные шоу. Драматург выступил основателем особого театрального жанра – комедии-балета.
В феврале 1673 г. труппа Мольера поставила «Мнимого больного», в котором он играл главную роль, невзирая на мучивший его недуг. Прямо на представлении он лишился сознания и в ночь с 17 на 18 февраля умер.
Мольер оставил богатое наследие — более тридцати многожанровых произведений. Его пьесы выдержали на сцене одной только «Комеди Франсез» более 30 тысяч представлений. Творчество Мольера оказало огромное влияние на всю мировую драматургию, а в России его последователями были И.А. Крылов, Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский и другие.

Мольер и сегодня остается одним из самых популярных авторов в мире. Он представляет такую важную часть французской литературной культуры, что французский язык теперь часто называют «языком Мольера». В настоящее время лучшие актеры и актрисы во Франции ежегодно получают награду его имени.