Я, гений Игорь Северянин…

 

Игорь Северянин (Лотарев Игорь Васильевич) -российский поэт «серебряного века». Переводчик, создатель поэтического направления- эгофутуризм. Переводил стихотворения Адама Мицкевича, Поля Верлена, Шарля Бодлера. Внес огромный вклад в развитие отечественной поэзии, многие его произведения стали классикой.

Игорь Васильевич Лотарев родился в 1887 году в Санкт-Петербурге. Его мать принадлежала к дворянскому роду, представителями которого были А. Фет и Н. Карамзин. Она была умной и начитанной женщиной и с детства приобщила сына к художественной литературе. Отец Игоря — отставной штабс-капитан Василий Лотарев.


До 9 лет маленький Игорь жил в северной столице вместе с родителями. В 1896 году, после развода родителей, Игорь переехал к тете в Череповец, где в 1903 году окончил 4 класса реального училища. Мать мальчика после развода осталась в Петербурге, а отец по долгу службы отправился в Маньчжурию.
После окончания учебы Игорь поехал к отцу, где какое-то время путешествовал с ним по северным краям. Биографы поэта считают, что мальчик настолько был поражен красотой севера, что именно впечатления от этого края подтолкнули Игоря на псевдоним «Северянин».
Внезапная смерть отца и начало русско-японской войны заставили Игоря вернуться к матери в Санкт-Петербург. Игорь начал активно писать стихи и рассылать их в периодические издания, которые постоянно возвращали поэту его произведения. Благодаря своему упорству и таланту поэт все-таки добился того, что в 1905 году было напечатано его стихотворение «Гибель Рюрика», после чего постепенно в изданиях стали появляться и другие сочинения поэта. С 1905 по 1912 год автор издал около 35 стихов, опубликованных уже под псевдонимом Игорь Северянин. Слава пришла к Северянину благодаря возмущенным отзывам Льва Николаевича Толстого и его нелестным высказываниям в адрес стихов Игоря Васильевича. Ироничное стихотворение, начинающееся со строк «Вонзите штопор в упругость пробки — и взгляды женщин не будут робки!..», которое так разозлило Толстого, в свою очередь, произвело фурор среди журналистов и принесло поэту славу. С этого момента издательства стали с охотой печатать стихи Северянина, его приглашали на различные вечера и чтения.

В 1911 году Северянин, не относивший себя ни к акмеистам, ни к символистам, основал свое направление — эгофутуризм. Лирика поэтов, которые примкнули к этому направлению, отличалась показным себялюбием, чрезмерной музыкальностью, приторностью, наличием большого количества заимствованных иностранных слов. Это направление просуществовало всего лишь несколько месяцев. Затем Игорь Северянин остался единственным представителем эгофутуризма.

Многие современники Северянина рассказывали о нём как об очень артистичном и харизматичном человеке. Поэт великолепно читал стихи и с 1913 года неоднократно отправлялся на гастроли, где декламировал свои произведения. Поэта горячо приветствовали в Минске, Харькове, Одессе, Баку, Тбилиси и других городах российской империи.
В 1913 году вышел в свет первый большой сборник стихов под названием «Громокипящий кубок», восторженное предисловие к которому написал поэт-символист Федор Сологуб, который и закрепил популярность поэта. В 1915 году был издан сборник поэта «Ананасы в шампанском», многие строки из которого стали крылатыми выражениями. В 1918 году на вечере в московском Политехническом музее он принял участие в конкурсе «король поэтов», в котором занял 1-е место. По свидетельствам очевидцев, в чтении стихов на конкурсе ему не было равных — он обошел даже Владимира Маяковского, который изначально был уверен, что титул «короля» достанется ему. Многие критики считают, что победа Северянина в том конкурсе послужила причиной плохих взаимоотношений с Маяковским, который не мог простить конкуренту эту победу.
В годы гражданской войны Игорь Северянин уехал в эстонскую деревню Тойла, где у поэта была дача. В связи с тем, что в 1920 году Эстония получила независимость, Северянин не смог вернуться на Родину, так как граница была закрыта на долгие годы, вплоть до включения прибалтийских стран в состав СССР. Стихи, написанные поэтом в этот период, отражают тоску, которую Северянин испытывал вдали от России. Он не клеймит Родину, не чернит её, как некоторые опальные поэты, мигрировавшие в Европу. Напротив, он пишет о своих нежных чувствах к России, о её красоте и величии.

Первые годы в эмиграции поэт активно писал стихи, гастролировал с лекциями и чтениями по европейским столицам, но уже к середине 30-х годов интерес публики к нему упал, и Северянин остался практически лишенным возможности издавать свои произведения. Находясь в эмиграции, поэт выпустил всего 2 сборника — «Вервена» и «Менестрель», а также роман в стихах и цикл стихотворений, воспевающих власть Советов.
Многие литературоведы считают, что миграция Северянина в Эстонию оттолкнула от поэта его читателей, которые не могли простить ему этого предательства. Для СССР Северянин стал чужим. Даже несмотря на поздние стихи поэта, в которых он воспевал Родину, признавать его в Стране Советов не спешили.
Не получилось у Северянина объединиться и с другими эмигрантами. Он стоял в стороне от других поэтов и писателей, которые проклинали новую Советскую Россию. Игорь Васильевич, чувствуя тоску по Родине и невозможность поучаствовать в возрождении России, активно писал просоветские произведения, тем самым отталкивая от себя других поэтов-эмигрантов, не разделяющих его восторженных взглядов.
В годы эмиграции было издано несколько поэтических сборников: «Соловей», «Классические розы», «Вервэна». Также Северянин написал романы в стихах, например, «Рояль Леандра» и создал утопию «Солнечный дикарь». Помимо прочего, Игорь Васильевич не только сочинял стихотворения, но и переводил эстонские произведения на русский язык.
В дальнейшие годы поэт часто выступал во Франции и Югославии, переводил стихотворения Адама Мицкевича, Поля Верлена, Шарля Бодлера. Северянин мечтал о возвращении на Родину, но война и тяжелая болезнь не позволили превратить мечты в реальность.
Поэт Игорь Северянин скончался 20 декабря 1941 года в Таллине, в результате сердечного приступа. Похоронен там же, на Александро-Невском кладбище.

Биография и творчество Игоря Северянина, кратко изложенные в этой статье, помогут вам, уважаемые читатели, познакомиться с жизнью поэта и, возможно, проникнуться его поэтическими произведениями, которые, вопреки мнениям советской общественности, многогранны и лиричны. Познакомившись с биографией поэта и соприкоснувшись с его лирическими произведениями, уже невозможно оставаться равнодушным и скептически настроенным по отношению к его оригинальной поэзии.

В последнее время интерес к поэзии Игоря Северянина возродился. На стихи автора пишут песни, его поэзию изучают на уроках литературы. Возможно, его стихи – как розы русского духа и русской поэзии – спасают сегодня от духовной нищеты, безнравственности, воздвигая вокруг читателя стены храма красоты и любви.