Бунтарское искусство Никколо Паганини

 

Про этого виртуозного скрипача говорили, что его руками руководит сам дьявол, настолько нереально было то, что он творил со скрипкой. Вот уже несколько столетий музыка этого гения заставляет сердца биться чаще. Имя его Никколо Паганини.
Мрачный гений музыки, Никколо Паганини был труден характером, некрасив собой, очень болезнен, но после концертов женщины буквально вешались на него, а мужчины готовы были ему прощать популярность у дам. Это породило слухи, что он продал душу дьяволу или практикует сатанизм. Незнакомые с Паганини люди распускали сплетни, в которых он представал сущим негодяем, хотя музыкант всю свою жизнь занимался благотворительностью. Судьба скрипача была такой же сложной, как и его характер, и первое явно породило второе.

Родился будущий музыкант в Генуе, в семье портового рабочего 27 октября 1782 года.
Антонио Паганини, отец мальчика, сам с юности мечтал стать знаменитым музыкантом. Он обожал играть на мандолине, но карьеру в музыке сделать не смог. В молодости работал грузчиком, поднакопил кое-каких денег и открыл лавочку. Все свои амбиции перенёс на первенца — но у сына не оказалось ни проблеска музыкального таланта. Жена утешала: якобы ей был сон, что одарённым окажется следующий ребёнок. Следующим был Никколо.
Осваивал инструмент Никколо быстро и уже в раннем возрасте сочинял и исполнял довольно трудные вещи, и это вскружило голову его отцу. Он решил, что сына надо как-то особо муштровать, чтобы тот стал непременно знаменитым. Отец стал запирать мальчика на долгие часы в тёмный сарай без куска хлеба — учиться играть на скрипке.

В один прекрасный день Антонио Паганини срочно послал за доктором. Прибывший врач развёл руками: мальчик Никколо был явно мёртв. Отец замучил его, запирая в сарае. Тереза Паганини, мать несчастного ребёнка, ничего не видела из-за слёз. Купили маленький гроб. Но похоронить Никколо не похоронили: во время церемонии прощания он вдруг очнулся, сел в гробу и глядел вокруг с ужасом в глазах. Мать кинулась целовать его и поскорее накормила. Уже на следующий день отец снова вложил ему в руки скрипку.
Когда методика с сараем и голодовками показала себя не очень состоятельной — Антонио задумался и подыскал мальчику в учителя настоящего музыканта, скрипача Джованни Черветто.
Вероятно, учитель по своим методам недалеко ушёл от горе-педагога Антонио Паганини, поскольку Никколо потом всю жизнь избегал упоминать его имя и, вероятно, даже не считал за учителя. Возможно, ко взрослому возрасту отец и Черветто отбили бы у мальчика всякое желание держать в руках скрипку, но юным виртуозом заинтересовались сразу двое: композитор Франческо Ньекко и капельмейстер собора Сан Лоренцо Джакомо Коста. Они обращались с пареньком уважительно, мягко наставляли его, а Коста взял к себе в оркестр на работу.
Талант юноши, только начавшего музыкальную карьеру, тем временем, надо было развивать. Решено было отправить Паганини-младшего на обучение в Парму, к знаменитому скрипачу Алессандро Ролле.
Когда подросток взял скрипку и начал играть, знаменитый музыкант сказал отцу Поганини: «Мне нечему учить этого молодого человека».

Ролла передал Никколо композитору Фернанду Паэру, Паэр, в свою очередь, Гаспару Гиретти, и под руководством Гиретти Никколо достиг совершенства и как скрипач, и как композитор. По крайней мере, тогда казалось, что лучше уже некуда. После Гиретти Паганини стал очевидной и неоспоримой звездой. Он колесил сначала по городам, потом по странам. Многие возмущались ценой на билеты на его концерты; он в ответ поднимал цены ещё выше. Те, кто всё же приходил, убеждались, что этот скрипач отличается от любого другого. Его руки стоили больше, чем он выручал за концерты: они были бесценны…
Гастрольные чёсы и дорогие билеты — все вокруг упрекали Никколо в жадности. А жадный Никколо раздавал половину билетов бесплатно — студентам-музыкантам, а часть вырученных денег высылал родственникам и отдавал на благотворительность. Чтобы не тратить лишнего на себя (а значит, больше отдать другим), одежду он покупал у старьёвщиков. Обвиняли Паганини и в грехе потяжелее — в том, что он, якобы, некогда убил человека и на каторге продал душу дьяволу за то, чтобы тот сделал его гениальным скрипачом. Так впечатляли зрителей сочетание неповторимой по искусности игры (а многие зрители понимали толк в скрипичной музыке), болезненной внешности и мрачного характера.

Слухов добавляла и эксцентричная манера музыканта работать корпусом и руками. Он разработал собственные позы и движения, которые давали ему особый простор работы со скрипкой. В результате многие уверяли, что на их глазах скелет скрипача искривлялся и менял форму, локоть руки выворачивался в противоположную сторону, кисть отделялась от остальной руки и ходила по скрипке сама по себе. Впрочем, сейчас есть гипотеза, что Паганини страдал болезнью Марфана, которая действительно делает суставы слишком свободными, возможно он от неё и умер, так как эта болезнь вызывает аневризму аорты.

Чтобы понять всё мастерство Паганини, стоит знать о нём два факта. Однажды на спор он проиграл мелодию на шёлковом шнурке от лорнета; в другой раз недоброжелатели перерезали ему все струны на скрипке, оставив, по счастью, одну целой — и он отыграл весь концерт на этой струне так, что зал ничего не заметил. Ещё на одном выступлении опоздавший скрипач схватил инструмент, не проверив настройки. Во время самой игры оказалось, что скрипка с роялем аккомпаниатора серьёзно расходятся; но этот факт успел заметить только аккомпаниатор. Никколо так быстро перерассчитал аппликатуру скрипки, каждое своё движение под каждую ноту, что зал опять ничего не заметил.
Паганини умер в неполные пятьдесят семь лет. Последние месяцы болезни он не выходил из дома и почти не вставал, целыми днями просто полулежал и перебирал пальцами струны скрипки. Гроб с его останками закапывали несколько раз — и выкапывали из-за угроз местных жителей, чтобы перевезти труп Паганини дальше и попытаться закопать снова. Буквально все в Европе были уверены, что Никколо — сатанист, и, казалось, бедному скрипачу уже не найти покоя — ни один город не соглашался осквернить его останками свою землю. Сын Паганини Ахилл измучился, пока сумел похоронить отца.

Согласно завещанию скупого, нелюдимого, всех казалось, ненавидящего желчного старикана Никколо, все его скрипки — замечательные, дорогие музыкальные инструменты (скрипки работы Антонио Страдивари, семей Гварнери и Амати) отошли нескольким талантливым студентам и… его недругам, тем музыкантам, с которыми они ругали друг друга в глаза и за глаза, но чьё мастерство не вызывало у Никколо, видимо, сомнений. Свою наиболее любимую и известную скрипку Джузеппе Гварнери музыкант завещал родному городу Генуе- она получила прозвище «вдовы Паганини».

В завещании Никколо также запретил сыну как-либо тратить деньги на похороны: делать их пышными, заказывать реквием… Он всегда предпочитал тратить на других, а не на себя…