Виртуальная выставка «Поэзия в красках» (к 160 — летию со дня рождения И.И.Левитана)

Исаак Ильич Левитан, один из самых известных и популярных русских художников.

Родился он 18(30) августа 1860 года в небольшом литовском городке Кибарты. После рождения Исаака, семья переезжает в Москву. Жили они очень бедно, тех грошей, что получал отец за уроки французского, едва хватало на пропитание. Однако когда у детей появилось влечение к искусству, родители восприняли это с радостью и всячески им в этом помогали. В результате, сначала старший сын Авель, а потом и Исаак поступили в Московское училище живописи.
Огромную роль в формировании Левитана как художника сыграли его учителя в Училище — известные художники Перов, Поленов, Саврасов. В скором времени, потеряв родителей, Исаак Левитан был вынужден зарабатывать деньги своим мастерством. С ранних лет он начал выполнять художественные заказы, проводил уроки рисования, рисовал для различных журналов. Уже тогда, в возрасте 17 лет, Левитан начал выставлять свои картины на ученических выставках. Его картины оценивали многие ведущие художники того времени. Они восхищались его талантом, глубиной передаваемого образа, серьёзностью преподнесения живописи.
Художник прожил короткую жизнь, однако успел оставить после себя колоссальное творческое наследие, в котором прославляется красота родной природы.

                                                        «Берёзовая роща» (1885 – 1889гг.)
«Берёзовая роща» любима многими поколениями людей и воспринимается нами как национальный образ родной природы. В этом полотне в полном объёме нашло своё отражение великое умение Левитана вложить в простой природный пейзаж богатейшую гамму человеческих чувств и переживаний.


                                                                          «Март» (1895г.)
Позитивный и тёплый колорит картины «Март» обеспечен сочетанием зелёных, синих и белых оттенков. До Левитана подобных работ никто не писал, поэтому она стала источником вдохновения для целой плеяды отечественных мастеров.


                                                                   «Лесное озеро» (1895г.)
Конечно же главный персонаж картины — лесное озеро, именно на него обращает художник внимание зрителя. Большая реалистичность изображения воды и окружающего леса показывает и любовь автора к красотам русской природы, и его мастерство как художника-пейзажиста.


                                                       «Лето. Июньский день» (1895г.)
На картине изображён привычный для Левитана легкий лесной пейзаж: природа, лес – знакомый образ с детства. Вот и автор попытался передать всю радость торжествующей природы лета. Она торопится жить, так как летний период быстротечен, к сожалению. Рассматривая картину, можно ощутить лесной прохладный воздух и аромат полевых цветов. Жалко только, что нельзя коснуться рукой благоухающего кусочка нетронутой природы.


                                                                «Золотая осень» (1895г.)
Вся картина «Золотая осень» написана мягкими, светлыми красками и заряжает нас бодростью в этот погожий денёк. Это праздник золота и синевы. И немного грустно от того, что кончится праздник, вслед за ним придёт увяданье, чёрно — белый зимний сон. Но глубоко внутри живёт радостная уверенность, что впереди снова нас ждёт зелень и бесконечная голубизна неба, потому, что природа вечно живёт и всегда прекрасна.


                                                        «Весна. Большая вода» (1897г.)
Полотно Исаака Левитана «Весна. Большая вода» относится к числу самых значительных произведений художника. Картина проникнута тонким лиризмом и поэзией, она необыкновенно музыкальна. Полотно рассказывает о весеннем воскресении природы, и большая светлая радость исходит от него, наполняя нас оптимизмом, спокойствием и желанием жить.
Три больших полотна, где противостояние светлых и тёмных сил – не всегда сходу различимое, но всегда максимально напряжённое – разворачивается на земле («Владимирка»), в небе («Над вечным покоем) и на воде («У омута»). Три картины, которые многие знавшие Левитана считали прямым отражением его драматичной внутренней жизни.


                                                                   «Владимирка» (1892г.)
«Владимирка» считается специалистами «социальным» пейзажем, которых крайне мало среди большого количества работ Исаака Левитана и с этим произведением связана довольно интересная история. Художник и его муза и ученица Софья Кувшинникова помимо увлечения друг другом и живописью, также разделяли и страсть к охоте, где Софья Петровна могла похвастать значительными успехами. Выехав как-то на охоту во Владимирскую губернию, они несколько утомительных часов петляли по лесу и, наконец, вышли на широкую дорогу, отмеченную верстовыми столбиками. Присев на отдых, Исаак Левитан вдруг понял, где они находятся: «Да ведь это та самая Владимирка, по которой уже сотню лет люди идут в Сибирь!» — воскликнул он и в его голове родился замысел будущей картины.
Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» — это третья работа художника в драматической трилогии, куда входят картины «У омута» и «Владимирка». Это полотно отличается появлением в нём философской составляющей, которая не менее важна, чем любование природой. Работа наполнена одиночеством и глубокой тоской, что подчёркивается тщательно продуманным выбором ракурса. «Картина «Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над её быстротечностью. В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине сам художник.


                                                                     «У омута» (1892г.)
Ощущается тревога, страх, неуверенность и опасность, за счет как бы нависающей над «гиблым местом» тишины. Мастер весьма сдержан в палитре, но не жалеет красок, чтобы донести гамму поверхности воды в лучах заходящего солнца. Картина пронизана особенным духом, роднившим ее с преданиями, легендами, сказками.


                                                          «Над вечным покоем» (1894г.)
Это третья работа художника в драматической трилогии, куда входят еще картины «У омута» и «Владимирка». Это полотно отличается появлением в нем философской составляющей, которая не менее важна, чем любование природой. Работа наполнена одиночеством и глубокой тоской, что подчеркивается тщательно продуманным выбором ракурса. «Картина «Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине сам художник.